Часть 4
Это — последняя глава нашего пособия для Мастеров Самоделкиных, рожденная после прочтения нескольких форумных баталий на игровых сайтах. И посвящена она некоторым вопросам технологии игрового костюма.
Великолепие парчи и шелков, бархата и шифона, сверкающих всеми красками мира в лучах благодатного солнца, тяжелые стяги с вышитыми гербами, подбитые мехами мантии скользят по зеленой траве... Игровая идиллия парада! Но вот парад завершается, и команды расходятся-разбредаются по своим стоянкам, продираясь через кусты и бурелом, болотца и песчаные овражки, цепляясь за смолистые стволы сосен и елей. Истошный вопль красавицы, чей воздушный наряд изуродовал сноп искр, вырвавшихся из мокрого полена. Намокшие до самого клея сапоги не натягиваются на ноги. Кто-то ползает по земле, собирая порвавшийся кольчужный пояс. Осыпаются блестки, тускнеют промокшие шелка, бархат полон пуха иван-чая, колючих семян травы и смоляных комков, на знаменах потекли краски, подолы белых юбок окрасились зеленым соком и болотной грязью. Печальное зрелище представляет собой большая часть игроков на третий-четвертый день! А ведь многих проблем можно было избежать.
Фальшивая красота,
или
Я сам обманываться рад
Оговоримся сразу — эти тезисы касаются тех, кто сам прикладывает руку к своему костюму, а не покупает готовый и не заказывает его у тети Мани или сестры жены знакомого по асе. Ибо в последнее время последних становится все больше.
Итак, собрались вы шить игровой костюм. Первый позыв — почти реконструкторский — сделать все как на исторической картинке. Тут-то мы и сталкиваемся с первой насущной проблемой — большую часть исторических костюмов трудно носить: а) в лесу; б) при плохой погоде; в) в силу современного телосложения; г) в силу примитивной привычки. 98% игроков не могут жить без карманов (каковые были придуманы довольно поздно), без нижнего белья, через час сойдут с ума под настоящей паранджой, изжарятся в доспехе, надетом на полный комплект подкольчужного барахла — ну и так далее. Невозможно сделать ножку российской девушки китайским «лотосом» на одну игру. Невозможно в три дня привыкнуть к корсету в его полном «боевом» оснащении. Невозможно за день выправить осанку, приучить человека приподнимать полы длинной одежды при проходе через пороги или болото, подхватывать шлейф своей сеньоры и не наступать на подол соседки; невозможно научить человека беречь свою и чужую одежду, если он не научился этому до сих пор. Тем более обидно, когда страдает вещь дорогая.
Упрощайте конструкцию — оставляйте только силуэт, главные линии костюма. Универсальный предмет одежды — туника (длинная или короткая, зависит от игры). Для девушек туника с празднично украшенным воротом или декольтированная и обшитая кружевом может стать нижним платьем — это пригодится, если возникнет необходимость смены костюма (например, после гибели прежнего персонажа). Подробнее о возможностях смены костюма — чуть позже. Капюшон хорошо делать съемным — пришивным или капюшоном-шапкой, это разнообразит возможности вашего костюма. Если костюм требует кружевных манжетов, пришивайте их не к краю рукава, а к основанию манжета — это сбережет кружева от грязи и копоти, когда вы задумаете подбросить в костер полено или будете искать что-нибудь на земле. Могучая вещь — подкладка! Если есть возможность, сделайте свой плащ двуслойным, притом хотя бы один из слоев — плащевкой-пропиткой. Такой плащ пригодится на любой игре (кроме конкретных реконструкторских мероприятий) и поможет вам быстро поменять облик, просто вывернув накидку наизнанку. Корсажная лента, подшитая к подолу длинной одежды (рясы, платья, юбки), убережет подол от истирания и разрывов (в случае, если кто встанет на него ???). Не пришивайте к подолу или штанинам разрозненные бусины и блестки! Если уж приспичит, то купите в галантерее специальные фальшивые низки пластиковых бус — они достаточно прочны и в то же время дешевы. Потерять один-два пластиковых шарика не так обидно, как бусины хорошей бижутерии. Красивые стразы и бусины пришивайте к верхам костюма — и в глаза бросается, и антураж создает. Тут уместно вспомнить методику Портоса — расшитую часть перевязи выставить на всеобщее обозрение, а простую кожу спрятать под плащ. Экономьте, господа!
Совет неопытным в шитье людям: прежде чем покупать двенадцать метров ткани на платье, выясните, насколько эта ткань линяет и садится. Если возможно — в магазине бывают ленточки-образцы, потрите приглянувшийся образец влажной ватной палочкой и посмотрите, не осталось ли краски. Если такой возможности нет — максимально вежливо, но настойчиво допросите продавца; объясните, что вам из этого делать платье для аллергика, поэтому особенно важно, чтобы ткань активно не линяла. Довод про аллергиков или детей обычно помогает разговорить продавца в нужном направлении. Аналогично узнайте о нитках, не потекут ли яркие краски при первом дожде (тут про аллергиков говорить не надо, можете сослаться на крайне дорогую ткань, которую вам доверила мама под очень большую ответственность, поэтому нельзя испортить линяющими нитками... и так далее). Не покупайте китайские ниточные наборы! Их можно взять лишь на крайний случай уже в лесу — когда и потерять не обидно, и срочно надо сделать пару стежков.
Для корсета имитацию китового уса можно сделать из старой стальной рулетки, нарубив ее на куски по 15-20 сантиметров. Прострачивая подкладку корсета, оставьте «кармашки» для этих пластинок в пропорции: на спине — 3 штуки с интервалом 5-7 см.; по бокам — 1 (можно по 2); на животе — 4-5 штук с интервалом 5 см.; остальное пространство корсета можно не «поддерживать» — форма все равно сохранится.
Фальшивая вышивка украсит ваш костюм не хуже настоящей. Берем кусок гобеленовой ткани или другой (кроме сильно садящихся!), вырезаем понравившийся рисунок с запасом по краям 1-1,5 см, приметываем к костюму. Если узор на своем месте: либо приклеиваем его с помощью клеевого флизелина (это теперь есть в каждой лавке, торгующей швейным товаром), либо пристрачиваем через тесьму, прикрывая ею «запасную кромку». Либо и то, и другое сразу. Узоры из тесьмы могут имитировать кружево и вышивку. Можно заранее сложить и сшить такой узор, а потом пристрочить его к костюму. Это идеальное украшение для манжетов, рукавов, фалд и подолов — достаточно плотное, чтобы не порваться, легко чинимое в походных условиях и (что немаловажно) стираемое.
Псевдо-тесьма еще более экономит средства. Делается густая смесь из резинового клея и порошковой бронзовки, заправляется в большой шприц (без иглы, разумеется) и, как крем в кондитерской, выдавливается узорами на ткань. После чего все это лежит и сохнет пару-тройку дней. Чтобы проверить готовность, приложите сначала кусок калечки к узору и осторожно придавите пальцем. Если на кальке останется клеевой след — оставьте дальше сохнуть.
Трафарет — для умелых рук весьма изысканный способ украсить костюм. Трафаретные набивки отлично смотрятся на бархате, матовых тканях и шелках. Если вы делаете черный, красный, синий или зеленый узор на цветном фоне, в качестве краски можно взять несмываемую чертежную тушь. Наложите трафарет, тампоном, смоченным в туши, нанесите узор, дайте подсохнуть, снимите трафарет и прогладьте рисунок через кальку горячим утюгом. Не забудьте перед употреблением встряхнуть флакон с тушью! (А еще лучше — слейте половину флакона в какую-нибудь баночку и работайте с осадком). Другие цветные краски для набивки придется делать по технологии батика (или, самый грубый способ, — смешав гуашь или темперу с казеиновым клеем. Такой узор после засыхания нужно легонько помять в руках и снять комки). Отлично смотрятся набивки, сделанные густо разведенными серебрянкой и бронзовкой. А для тех, кто считает, что такой способ украшения костюма — жалкая дешевка, напомню, что набивка — всемирно распространенный исторический метод росписи тканей.
Клеевая (насыпная) аппликация — по трафарету поролоновым тампоном наносится резиновый клей; не снимая трафарета, узор посыпается мелкими блестками или сухой бронзовой/серебряной краской (после подсыхания клея остатки аккуратно снимаются пылесосом, ни в коем случае не смахиваются руками! В противном случае узор может размазаться, а порошок въестся в руки и ткань). Трафарет снимается, когда клей загустеет, но еще не начнет сохнуть. После этого вы можете протереть трафарет сухой тряпкой и наносить следующий узор. Резиновый клей сохнет не менее суток, но зато аппликация получится довольно стойкой к влаге и прочим внешним воздействиям. Клеевая аппликация — основной метод украшения современных «дискотечных» футболок и блузок, всем хорошо известный прием.
Широкая вышивка — вышивка сутажем, имитирующая нитяную. Хороша тем, что узор выкладывается в один стежок, без закрепляющих.
Бриллиантовые пуговицы — отличная пластиковая имитация стразов, к тому же снабженная петелькой для пришивания, а не металлическим кастом, который иногда невозможно поставить на кожу или ткань.
Нашивки из чеканки — для увлекающихся этим прикладным искусством или их знакомых.
Узоры на кожаных деталях туалета можно сделать с помощью прибора для выжигания по дереву (вонища в доме будет стоять необычайная, но результат себя оправдывает). Главное — выдерживать единую толщину линии. На светлых кожах этот узор потом можно тонировать той же несмываемой тушью, подсыхающим фломастером или золотым маркером для стекла. На темных кожах — только золотым или серебряным маркером (гелевой ручкой). Мы уверены, что у бывалых швей и портных игровых костюмов есть немало хитростей для изготовления различных деталей туалета — так не стесняйтесь спрашивать друзей!
Смена костюма в игре — вещь крайне нужная и всегда актуальная. Наша задача — сделать ее максимально простой, не вынуждая игроков тащить с собой два рюкзака шмоток. Несколько советов о том, как «превратить брюки в элегантные шорты».
Выше уже говорилось о пользе плащей-перевертышей. То же касается жилетов (светлый жилет на темной подкладке для дневных странствий, вывернутый — для ночных) и безрукавок.
Туника как нижнее платье — достаточно плотная ткань позволит вам, сняв верхнюю юбку и украсив поясом или корсетом тунику, превратить ее в новый наряд. Сборная на нить несшивная юбка (метод занавески :-)) может также быть двухслойной: вывернув ее, получаем другое платье. Таким же методом сделайте пару накладных рукавов: присборивая или распуская их на нити, подворачивая фонариком края рукава, можно получать совершенно разные силуэты костюма. Фальшивое кружево в несколько слоев из канвы или тканевой сетки, украшенное бисером, можно также собрать на нити или тесьму. Надев такой воротник и манжеты, вы создадите видимость богатого костюма. Сменив пояс на платок — сделаете костюм бедняка. Фальшивое рубище — треугольный кусок дерюжной мешковины, протертый местами с помощью крупной терки. Повяжите его вместо пояса так, чтобы оно покрывало одно бедро и клочьями свисало на другом — эффект нищего обеспечен (разумеется, если вы не додумались повязать его на шитый золотом камзол! :-)). Равно как косо срезанный угол мешка создает отличный нищенский капюшон.
Богатая обувь (при условии, что у вас имеется игровая или похожая на игровую обувка) создается с помощью пары украшенных бантами и пуговицами-стразами пряжек. На ремешках, пропущенных через пряжку и каблук как шпора, они легко закрепляются на ноге и так же легко удаляются в случае большой грязи или смены костюма. Для парусиновых туфель вместо пряжек можно использовать пару одинаковых брошей или розетки из лент, пришитые к невидимкам.
Важная деталь смены образа, о которой многие забывают — прическа. Изменив силуэт прически, вы удивительным образом преобразитесь, сами того не замечая. Это касается также мужчин и женщин с короткими стрижками. Наденьте (или снимите, если носили раньше) ленту-хайратник или головной платок; зачешите волосы мокрой расческой иначе, чем раньше; сделайте начес; для людей с челкой — уберите ее со лба с помощью ленты или заколок.
Накладки — в современных ларьках продаются фальшивые локоны разных цветов, как собранные на резинку в «хвост», так и штучные, на невидимке. Их легко использовать и легко носить с собой. Накладки из искусственного волоса стоят недорого.
Боевая раскраска, или косметика-грим — о дамах не говорю, они и так прекрасно справятся с созданием нового лица; но мужчина может попросить их нарисовать на своем благородном челе карандашом для бровей несколько морщин или шрам, углубить носогубные складки, сделать ямочку на подбородке, удлиннить или расширить линию бровей — косметический карандаш во сто крат менее опасен для кожи, чем театральный грим, легко удаляется молочком или одеколоном, а эффект от такой гримировки весьма запоминающийся. Грим для монстров и зомби легко сделать из косметических масок — глиняных, пленочных и т.п. Глиняные после подсыхания дают эффект потрескавшейся кожи; пленочные — неестественную гладкость лица с «андроидным» пластмассовым блеском или эффект слезающей клочьями кожи. Внимание! Эти маски-грим рекомендуются только для отыгрыша мастерских монстров с периодом жизни час-два, поскольку более длительное ношение грима может привести к раздражению на коже.
«Татуировка» хорошо наносится тонким (1; 0,5) фломастером или гелевой ручкой на обезжиренную одеколоном или спиртом кожу. Снимается также одеколоном или спиртом, после чего кожу неплохо протереть каким-либо увлажняющим кремом.
Полезная штука — детские серьги-липучки, разноцветные и разные по форме клейкие кусочки пластика. Из них можно составлять узоры на лице, использовать в качестве клейма — и так далее. Опять же, прежде чем клеить такую игрушку, рекомендуем слегка обезжирить точку, которую собрались украшать. Чем более грязно и жирно ваше лицо, тем быстрее вы потеряете липучку.