Пятница, 2017-08-18, 00:31
КРМ КромКлуб развития молодёжи «Кром»

Совершенство безгранично!

Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Направление "Ролевые игры" [22]
для мастеров и игроков
Направление "Cаберфайтинг" [5]
для саберфайтеров
Направление "Лучная стрельба" [4]
для лучников
Направление "Фоторепортаж" [2]
для фотографов
Игровой быт [9]
и прочий туризм
ОФП [5]
о тренировке
Разное [5]
Социальные сети
Клуб развития молодёжи «Кром» в социальных сетях


Форма входа
Логин:
Пароль:
Пожертвования
Статистика
Рейтинг Ролевых Ресурсов

Яндекс цитирования

Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
6 Отлично!
5 Хорошо
4 Нормально
3 Так себе
2 Плохо!






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
География
 Библиотека
Главная » Библиотека » Лекции » Направление "Cаберфайтинг"

Типичные ошибки демонстрации фехтования

Ключевые слова: фехтование, сценическое фехтование, артистическое фехтование, артфех, саберфайтинг, сценическая выразительность, сценический бой

Направление «саберфайтинг» Клуба развития молодёжи «Кром»
Межрегиональный конвент по саберфайтингу «КрасКон-2015»

Д.В. Бутин

Типичные ошибки демонстрации фехтования

(о визуализации саберфайтинга в пространстве апперцепции)

Данные материалы были подготовлены для проведения одноимённой лекции на V красноярском межрегиональном конвенте по саберфайтингу «КрасКон» 11 мая 2015, после чего переработаны и дополнены.

Речь здесь идёт о том, как наблюдатель воспринимает то, что мы, фехтовальщики, делаем и говорим. И о том, чего следует избегать, если мы не хотим, чтобы о нашем фехтовании думали и рассказывали ещё кому-то всякую гадость.

Недостаточно знать, какие ноты нужно играть, — вы должны понимать,
почему именно они должны быть сыграны.
Джордж Карлин

Рассказанные здесь вещи будут порой весьма и весьма субъективными, поскольку отражают моё личное виденье через призму моего личного опыта. И сарказма, конечно. Этот самый опыт подсказывает, что о технических аспектах достаточно сказать очень коротко, и вам как практикам уже будет всё ясно, вы сами начнёте развивать мысль и придёте к какому-то выводу. Зато какие-то вещи, прямо и явно к фехтованию не относящиеся, будут нуждаться в пространных объяснениях. Не удивляйтесь такому несоответствию объёмов информации. Будут сказаны вещи субъективные и спорные, поскольку моей целью не является донесение до вас единственно верного мнения в директивном порядке. Если кто-то не согласится с чем-то, это более чем нормально. Когда точка зрения на что-то опирается и может быть аргументирована. Если же это протест ради протеста, или вы не можете сформулировать, что не так, и, главное, что должно было быть сказано на самом деле, можете сразу считать, что я ответил как омич: поржал и покричал: «Бомбануло!»

Возможно, кто-то считает, что, начав занятия саберфайтингом всего лишь с рубежа 2008-09 гг., я должен принимать на веру каждое неаргументированное слово любого, кто начал заниматься раньше, и сам не умею и не имею права анализировать информацию и делать выводы. Они могут уйти прямо сейчас. Кто считает, что прекратив регулярные тренировки в 2013, я потерял способность думать, тоже могут уйти (либо прекратить читать эту статью).

Начнём с теоретического саберфайтинга. В качестве эпиграфа я неспроста привёл слова Джорджа Карлина о том, что именно нам следует говорить. О терминологии, об используемом нами языке. Ведь нам приходится не только фехтовать, но и рассказывать о фехтовании. Или писать. То, что мы говорим, демонстрирует наше понимание обсуждаемого предмета. И, разумеется, влияет на имидж – и нас, и нашего занятия. Вспомните Кличко – во время практики на ринге он убедителен, но стоит ему раскрыть рот... Что он может рассказать, чему научить, в чём убедить? Вот вам и влияние на имидж. Не оружие, а именно язык является основным средством коммуникации и трансляции сведений. Говоря что-то ошибочное или непонятное, нельзя рассчитывать на верное понимание и верную передачу информации дальше. Таким образом, первая типичная ошибка демонстрации фехтования скрывается в его словесной демонстрации.

Что можно ляпнуть не так? Много чего. Например, упомянуть «принцип матрёшки» вместо «модульного принципа» (интервью на перфомансе-2014).

Это простительно в стрессовой ситуации (перед камерой, без подготовки речи) и для единственного раза. Подобные формулировки, будучи введёнными в постоянную практику, выглядят смешными и сигнализируют о системном непонимании явления. Так, часто под замахом подразумевают не процесс приведения оружия в положение, откуда начнётся атака, а само такое положение. Как проверить? Просто. Что делал и наконец сделал? Замахивался-замахивался и таки замахнулся. Завершил протяжённый во времени и пространстве процесс. Встал "в замах"? В какую именно фазу этого самого замаха???

Ещё веселее, когда бездумно повторяется сказанное кем-то давным-давно. Кто-то что-то придумал (возможно, в то время дела обстояли именно так, но давно изменились - однако, возможно, никогда не обстояли так, и автор высказывания толком не понимал, что и о чём говорил), а мы, не задумываясь и не разбираясь, подходит ли нам это слово, соответствует ли тому явлению, о котором идёт речь, тупо его повторяем. Или делаем Ctrl+C / Ctrl+V. Лично я так не могу. Видите ли, мой разум не так работает: у меня есть реальная идиотская фигня, которой я пользуюсь, называется «мышление» Это тоже Джордж Карлин сказал. Да, это я говорю об определении саберфайтинга. Над ним сломано немало саберов, и это неспроста. Можно было бы сейчас вспомнить хотя бы самые распространённые и понять, соответствуют они описываемому явлению или нет. Ведь знакомы с дискуссией в группе «саберфайтинг со звёздочкой» и моими записями на форуме «Крома» хорошо если треть присутствующих, а остальные совершенно не в курсе дела. Но, если честно, мне лень, всё есть в интернете.

Примечательно, что устаревшие, не соответствующие действительности определения используются по сей день (29 мая 2015). В том числе организаторами мероприятий в заявлениях для широчайшей аудитории, что делает саберфайтингу весьма сомнительную рекламу. А саберфайтеры и рады. Более того, некоторые из них сами предоставляют для публикаций неверные сведения. Что, как я уже сказал, демонстрирует, что они сами не разбираются в собственном занятии.

Один раз оговориться допустимо, вводить ерунду в систему – глупо. В том числе и потому, что любой человек, мало-мальски интересующийся вопросом, может увидеть несоответствие между словами и делами. Но ещё хуже – публиковать чушь на олицетворяющих дело сайтах и тем более в официальных документах.

Так, в методических указаниях для судей по арт-фехтованию упоминается жонглирование. Притом под жонглированием внезапно подразумеваются, цитирую, «бросание, вращение и т.п.» Подобная трактовка вызывает недоумение практически у каждого, ведь по определению жонглирование – манипуляция несколькими предметами, и происходит с потерей контакта (в классическом и жонглировании от пола) или, как минимум, хвата (в контактном жонглировании). То есть вращения оружием называть жонглированием абсолютно некорректно! Именно поэтому при слове «жонглирование» практически каждый представит циркача, подбрасывающего в воздух кучу мячиков, колец или булав. Но никак не фехтовальщика, крутящего единственный меч, притом не выпускающего этот меч из руки. Чтоб не ходить далеко, возьмите мячик или яблоко в ладонь и крутаните несколько «ноликов» и «восьмёрок». Поздравляю, вы только что стали мастером жонглирования по версии ФАФ. Выходит, В.М. Лихтаренко, составитель метод. указаний, просто не разбирается в ею же упоминаемом предмете, употребляет его «для красного словца», шоб було. Притом считает ниже своего достоинства посмотреть значение в словаре. Гордыня – смертный грех, между прочим. Так можно взять любое понравившееся слово и придать ему произвольное значение. Но поймут ли вас? Очень может статься, что не только не поймут, но ещё и будут по всей стране вот так глумиться, невзирая на заслуги и прочие регалии. Причём, обратите внимание, глумиться не над личностью, а над системным представлением руководства федерации (клуба, секции) о своём спорте, о состоятельности спортивных званий да учёных степеней, об адекватности судейства. Достаточно прочитать всего один такой перл, и всё, репутация целого вида спорта (да вообще любого дела) падает ниже плинтуса! А если перлов много?

Можно вспомнить… Вспомнить из кромешников может разве только Слава, поскольку занимался саберфайтингом ещё когда я был тренером. Чтобы ученики могли не только «взю-взю-взю», но и выразить что-то словами (и сами, став тренерами, что-то объяснять уже своим ученикам), я мог, к примеру, попросить описать, как же следует принимать стойку. Выглядело это так: я принимал позу затюканного ботана-слабака: ножки иксиком, сгорбленная спина, шея вытянута вперёд, ручонки с судорожно зажатым сабером прижаты к телу, глазки в пол. Ученик описывал, что и как мне следует сделать – но те части тела, о которых не говорилось, я располагал в пространстве весьма замысловатыми способами, не имеющими никакого отношения к фехтованию, повергая наблюдающую за этим группу в буйное веселье, перемежаемое периодами глубокой задумчивости «как бы правильно выразить словами что-то, о чём есть некое смутное представление».

Или взять название моего доклада, вот этого самого. Утром 9 апреля было опубликовано пробное расписание конвента, где значилась тема «Типичные ошибки сценической хореографии». Кто успел заметить именно эту тему? Скажите, как вы представили содержание занятия, что подумали о том, нужно ли вам это? И как вы ощущаете себя сейчас, когда я говорю совсем о другом? Ваши ожидания были запрограммированы всего одним словом. Если кто не в курсе, хореография — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером. Я никогда не занимался танцами и тем более их постановкой настолько плотно, чтобы вести занятия об этом. И потому просто не мог заявить такую тему. Откуда взялась хореография? Кому-то это слово показалось благозвучнее других. А как насчёт смысла? Есть техника фехтования, определяющая базовую механику наших движений. Есть композиция выступления, дающая мизансцены и перемещения по пространству сцены. Есть сценическое движение и позировки, передающие качества и состояние персонажа. Что должна означать некая хореография, выходящая за рамки перечисленного?

Хотите, чтобы вас понимали, и чтобы о вашем деле, о вашем фехтовании составляли правильное впечатление? Используйте только проверенные слова, притом осознанно. А не те, которые почему-то стало модно употреблять.

Как говаривает одна из преподавателей философии в МГУ им. Ломоносова, "Если вы что-то знаете, но не можете выразить это знание словами - значит, вы не знаете ничего". От себя добавлю: верными словами. Дающими достоверную, точную и однозначную картину.

На самом деле тема данного собрания звучит следующим образом: «Типичные ошибки демонстрации фехтования, или о визуализации саберфайтинга в пространстве апперцепции».

Визуализация, как и демонстрация – не только показ действия, которое можно увидеть глазами. Это и тот образ, который рисует нам воображение, когда мы что-то слышим или читаем. Что такое апперцепция? Говоря простым языком, это обусловленное восприятие. Перцепция – принятие информации от внешней среды, как факт передачи нервных импульсов от рецепторов. Апперцепция – осознание этой информации, опирающееся на опыт и уже сформированные представления.

Кое-что о формировании представлений у аудитории, а также о программировании ожиданий, я уже сказал. Продолжим. Апперцепция – это осознание, опирающееся на паттерны и опыт. Какими опытом и представлениями мы обладаем?

Да, мы фехтовальщики и, конкретно, саберфайтеры. Но прежде всего мы человеки, живущие среди человеков. И потому имеем представление о том, как ходит человек, если с ним всё в порядке, а как – если что-то не то. Можем отличить пружинистую походку, естественное удерживание равновесия от немощного шарканья ногами и дезориентированного пошатывания. Уж это-то на сцене интерпретирует вообще каждый зритель. И сделает вывод о том, как по сцене движется боец, это вообще нормально, или убожество какое-то странное. Да, только по походке.

Да, мы фехтовальщики, занимаемся фехтованием и показываем на сцене тоже именно фехтование. Вопрос: что и как показывать, чтобы любой зритель согласился, что это так-таки фехтование. Речь идёт не об узнавании «это «Звёздные войны»!», а именно о фехтовании. О бое с использованием холодного оружия. Об «искусстве наносить удары, не получая их». Чтоб можно было убрать саберы, убрать костюмы, взять обыкновенные стальные мечи или вообще гимнастические или простые палки, и в итоге бой смотрелся не хуже. Хотя бы технически был бы таким же убедительным. Этот вопрос особенно важен, поскольку после зарождения саберфайтинга прошло уже более десяти лет, техника у нас давно строится не от балды, кто во что горазд, и не из одной лишь визуальной похожести на «как это было в ЗВ». За это время саберфайтинг внедрился в официальный вид спорта «артистическое фехтование» – а спортивный статус и столь любимое Джинном отношение к саберфайтингу как к спорту предполагает объективную (более или менее) оценку достижений по неким заранее сформулированным и понятным критериям. Иначе было бы просто невозможно распределять места. Итак. Какими свойствами должно обладать демонстрируемое зрителю фехтование, чтобы оно смотрелось именно фехтованием?

Всё просто. Это опасность и предметность атак. Наблюдатель должен видеть, что атака – не просто мах туда или сюда, а идёт в конкретное место и, важно, произведёт вполне определённый эффект. Эффект этот должен представлять опасность для противника: отрубание конечности, укол в пузо по самую рукоять и т.п. Ведь именно в этом и заключается суть фехтования. Значит, атаки должны быть не только направленными в цель, но и достаточно энергичными. И, разумеется, всё должно происходить на такой дистанции, где эти действия имеют смысл. Запомним это.

Есть и другой аспект, связанный разом и с техникой, и с осознанием. Кто был основателем коллектива в вашем городе? Кто были его ближайшие соратники, с кем вместе всё начиналось? Эти люди были самоучками, у них не было ясного ориентира, как и куда двигаться, что и как делать. К настоящему времени ими и многими другими людьми проделана огромная работа, унифицирована и систематизирована техника. Опытные бойцы могут с определённой долей уверенности говорить, что вот это вот – саберфайтинг, это – не саберфайтинг, а вон то – вообще ерунда какая-то (притом мнения сходятся независимо от принадлежности к коллективу, что и говорит о сформированных представлениях). Когда наши коллективы задают курс в саберфайтинге, положение обязывает держать марку. Нынешние саберфайтеры, я говорю о представителях ведущих коллективов, выступающих на публике и участвующих в соревнованиях, вовлечены не просто в хобби, к которому можно относиться абы как, а в дело, подразумевающее ответственность. Ответственность и перед самим делом, перед сформировавшимся образом и сформировавшейся техникой саберфайтинга. Покажешь (или скажешь) ерунду – уронишь престиж саберфайтинга, все будут думать, что это – чушь какая-то убогая. Ответственность перед добившимся определённых успехов и репутации коллективом, чьё имя не стоило бы позорить. Если ты, конечно, не диверсант, засланный туда с целью позорить и коллектив, и его дело. Ответственность перед основателями, вложившими в развитие море труда. И перед тренерами, которые тратят на учеников годы жизни, огромное количество сил и нервов явно не для того, чтобы ученики спускали в унитаз эти вложения. Пускай представитель свежепроросшей компании из трёх школьников, где учителем и не пахнет, может себе позволить показать анти-техничную ерунду и наговорить чуши, но настоящий саберфайтер и тем более представитель серьёзного коллектива, где и правда учат чему-то толковому, должен относиться к демонстрации своей деятельности более требовательно. Сам, без окрика наставника. Думаю, те, кто занимаются катори, понимают это лучше других.

Допустим, на мероприятии к тебе подошли и просят рассказать или научить чему-нибудь, а ты всего лишь новичок. Отведи этих людей к наставнику. Наставник и покажет лучше, и язык у него подвешен. Гляди и набирайся мудрости. И замечай: если наставник сам порет чушь, значит, у него у самого нет понимания, что, как и зачем он делает, и лучше бы тебе уйти в другую секцию.

К этому мы ещё вернёмся. А пока, я думаю, все согласны, что, в отличие от саберфайтера 2000-го года, которому приходилось многое изобретать по ходу дела и неизвестно зачем, толком не умея фехтовать вообще ни в какой технике, саберфайтер 2015-го года знает, что такое саберфайтинг, и показывает именно его. А не муть, буквально только что придуманную по неизвестному принципу. Разумеется, если говорить о представителях действующих коллективов, а не о фанатствующих детях, самостоятельно повторяющих пройденный за 15 лет путь всех школ, большая часть из которых сохранилась лишь в кэше яндекса и воспоминаниях стариков. Заодно отметим: логично предположить, что зритель тоже не полный ку-па, что он имеет хоть какое-то представление о битье, и как минимум в общих чертах может понять, есть ли смысл в том или ином действии. Нельзя недооценивать зрителя.

Фехтовальщик, в отличие от косплеера, для которого меч – всего лишь элемент костюма, носит оружие в качестве функционального инструмента. Предполагается, что фехтовальщик знает в теории, как пользоваться данным предметом, и умеет это на практике. Следовательно, в боевом действе (это намеренная оговорка, чтобы отделить намеренные юмористические ситуации) нам нужно исключить следующее:

  • таскание меча, медленное и/или беспредметное вождение им;
  • бессмысленные позировки а-ля Сэйлор Мун и прочий совершенно не боевой пафос;
  • атаки в никуда (явно над головой, в пол или в пространство между бойцами) и защиты от них.
То есть бутафорию, бессмысленную и нелепую. К которой можно смело отнести и как минимум половину всех случаев применения обратного хвата.

 

То, с чем постоянно приходится сталкиваться зрителю сценического фехтования. Подводный камень, на который налетает практически каждый коллектив, вступающий на стезю соревнований. Неотъемлемая часть саберфайтинга. Игра оружием. В метод. указаниях для судей, о которых я уже упоминал, говорится: «Элементы жонглирования (бросание, вращение и т.п.) оружием допускаются, но они не должны преобладать в постановке и не оцениваются как фехтовальная практика». То есть, какую бы сложную прокрутку вы ни изобразили, оцениваться она не будет, бонусов не даст. К тому же, раз она не включена в фехтовальную практику, увлекшись прокрутками, можно дождаться остановки секундомера и назначения штрафа за недостаточное время собственно фехтования. Да, прокрутки могут служить для маскировки намерения и для подготовки. Но к атакующим и защитным действиям сами по себе, как правило, не относятся даже вне соревнований. Тем не менее, нередко можно увидеть выступления, где бойцы вместо фехтования, то есть демонстрации желания убить оппонента и не быть убитым самому, всё выступление просто крутят дрынами. Да ещё и на безопасном расстоянии. Более того, некоторые личности именно это и считают арт-фехтованием. На чём основано такое мнение – неизвестно. Любой обыватель имеет какое-то представление о битье. Есть ли в прокрутках угроза? Бой это или нет? Или можно взять бумажные веера или зонтики и столь же технично, с той же степенью угрозы показать точно те же перебросы и прокрутки? Будет ли выступление из одних (или преимущественно из) прокруток воспринято как бой? Если же обратиться к саберфайтингу, где прокрутки стали одним из характеризующих признаков, в первоисточнике, видеоряде «Звёздных войн», их практически нет. В общем, прокрутки можно вставлять в отдельные моменты боя, притом единичные, без фанатизма. И крайне желательно, чтобы они перетекали в атакующие или защитные действия.

Можно даже делать выступления, состоящие из одних вращений и перебросов. Желательно – на сценах фестивалей, не имеющих отношения к судейской оценке фехтования. Или комбинировать в одном выступлении явно выраженные фазы прокруток и фазы боя. Суть в том, что если есть бой, он должен быть боевым. Динамичным, с ускорением атак в конечной фазе, с мечами, грозно летящими прямо в цель. Если эпиграф выступления говорит о том, что сейчас разразится яростное противостояние не на жизнь, а на смерть, а артисты показывают одни прокрутки и позировки, как дуэт «Стаи» на СР-2014 или Alia Terra на РИ-фесте-2015, зритель чувствует себя обманутым и уносит (и распространяет!) весьма нелицеприятное мнение о таком фехтовании. Не только о конкретном номере и исполнившем его конкретном коллективе, а обо всём таком фехтовании в целом!

Говорите о красивых фишках с оружием – пожалуйста, крутите. Говорите о бое, о фехтовании – покажите бой! Если показываете обалденный, выразительный, сюжетный танец с оружием (это может быть очень красиво!) – так и говорите: это танец.

Перед выступающими перед зрителем фехтовальщиками, в том числе саберфайтерами, не стоит задача причинения противнику повреждений, несовместимых с продолжением функционирования. Теряют смысл короткие атаки и маскировка действий. Наоборот, при работе перед зрителями демонстрируемые действия должны быть очевидными и понятными даже дилетанту. Как и их последовательность. Нарушения логики процесса бывают очевидны абсолютно любому зрителю и, разумеется, воспринимаются очень остро. Примерами могут послужить всевозможные прерывания атак, особенно когда остаётся только добить поверженного противника. Массаракш-рассинхронизация, то есть атака в заранее поставленную защиту. Удары ногами, когда ногу так и хочется отрубить, и прочая неумелая рукопашка, вставленная по причине «а давайте!» Яростное фехтование на близкой и сверхблизкой дистанции, когда естественно переходить в рукопашный бой. Особенно рубящей техникой с широкими траекториями, явно проигрывая рукопашке в темпе. Фехтование на дальней дистанции, да ещё и с выводящими из равновесия наклонами. Защиты от атак, направленных мимо цели. И так далее. Что примечательно, всё это настолько логично, что упоминается даже в метод. указаниях для судей арт-фехтования. Проблема в том, что изнутри постановки практически невозможно представить, как происходящее выглядит со стороны.

Поэтому я настоятельно рекомендую создавать постановки всегда при участии режиссёра-постановщика, который сам в этой постановке не является исполнителем. Причём его участие нельзя ограничивать эпизодическим отсмотром того, что накреативили уверенные в своей состоятельности и мастерстве, оставленные без присмотра и не видящие себя со стороны бойцы, и редкими комментариями по отдельным моментам действа. Которое по неизвестным причинам априори считается качественным и достойным. На самом деле – наоборот. Так что советую особо активным энтузиастам смирить гордыню (ту самую, о которой я уже говорил) и пользоваться помощью хотя бы опытных товарищей. Ещё лучше – настоящего постановщика. Заморочиться и пригласить со стороны, чтоб не имел симпатий ни к исполнителям, ни к коллективу. Даже за деньги пригласить. Если хочется создавать действительно годные номера.

Следующая часть марлезонского балета – то, что характеризует школу фехтования. Любую. Единообразие и повторяемость. Когда люди учатся чему-то по одному образцу, работая согласно одним и тем же принципам, их движения будут строиться сходным образом. В рамках одного стиля техника одного коллектива может в отдельных деталях отличаться от техники другого коллектива, но внутри каждого коллектива расхождений быть не должно. Если полагается выполнять такое-то движение от кисти, будет весьма странно, когда один из трёх-четырёх человек в синхроне станет выполнять это движение от локтя. Или наоборот. Если полагается, завершая приём, остановить оружие в таком-то положении, разнобой скажет зрителю о том, что исполнители плохо выучили движения, или не овладели техникой в должном объёме. Или этой техники вообще нет, а есть только размытое представление: махнуть в ту сторону, махнуть в эту сторону – неизвестно зачем и неизвестно как. Именно такой разнобой постоянно виден в положении конца любого удара с проносом и в салюте. Если же перед нами дуэль, подобные расхождения смотрятся ещё веселее. Один боец ставит защиту компактно, другой на вытянутых руках. Один сидит в глубокой стойке, другой – в высокой. Один боец работает от кистей, другой от локтей. Один вкладывает корпус, другой нет. Один бьёт в плечо, другой из такого же положения целит в ухо. У одного атаки проходят до диагонали вперёд, у другого – до горизонтали. Кому же из них верить??? Чему на самом деле их учили? И учили ли вообще?

Можно резюмировать: сценическое фехтование, коли желает называться фехтованием, а не танцами с оружием, должно обладать следующими свойствами, наблюдаемыми невооружённым глазом. Фехтование – это прежде всего бой, то есть оружное противостояние, в ходе которого участники стремятся не просто повыпендриваться друг перед другом, но бесповоротно уничтожить друг друга. То есть боевые (атакующие и защитные) действия преобладают. Атаки направлены в конкретную цель, акцентированы и энергичны. Зрителю видно, что от каждой из них можно огрести всерьёз. Одинаковые действия выполняются одинаково всеми. Это можно говорить о любом пользовании оружием на сцене. Любым оружием.

Теперь перейдём к вещам, характерным именно для саберфайтинга. В них тоже нельзя недооценивать мощь постановщика и раздатчика пенделей. И касаться они опять же будут не только техники фехтования, но и других моментов, воспринимаемых и интерпретируемых наблюдателем.

То, что заставляет увлечённо зевать при просмотре постановок – узость сюжетов. Даже если не озвучивать сентенцию о том, что сюжет – это «столкновение характера человека и его взаимоотношения с другими героями», и сконцентрироваться непосредственно на предельно упрощённой сути сценического конфликта, в саберфайтинге более 90% номеров сводятся к:

  • хороший сидит, медитирует, появляется плохой, задирает хорошего, они сражаются;
  • ученик восстаёт против учителя;
  • учитель сражается за ученика, либо наоборот.
Плюс все вариации и сочетания изложенного. Кто-то возразит, что «Звёздные войны» накладывает это ограничения. Я приведу в качестве контраргумента номер «Мы умрём героями» НСФ КРМ «Кром» – там сражаются двое хороших парней, и вовсе не из-за могущества и власти.

 

Что делать? Брать того самого постановщика, знающего, что такое

  • экспозиция – представление героев, места и времени действия (кто, где, когда);
  • завязка – 1-е столкновение, событие, с которого всё начинается, точка, момент (не отрезок);
  • перипетии по восходящей – события, "напрягающие" конфликт от завязки до кульминации;
  • кульминация – высшая точка конфликта, в которой линии действия героев меняются на противоположные (как поменялись манеры боя Лёна и Фила в выступлении на СР-2010 «Свет и Тьма»;
  • перипетии по нисходящей – события, снижающие напряжение конфликта, занимают в два раза меньше времени, чем перипетии по восходящей;
  • развязка – событие, исчерпывающее конфликт;
  • и эпилог (финал) – обобщение всего действа,
и знакомого с теорией (кино)драматургии. И с помощью этого постановщика придумывать, кто такие эти герои, зачем они дерутся, чего хотят достичь этой дракой.

 

На худой конец, действовать по схеме Скиуруса для создания импровизаций, которую Фэнгрис и Ирина изложили на втором омском конвенте в 2011 году. Почему-то видео отсутствует, так что навскидку: отвечаем на вопросы, кто у нас герой (напр., плохиш или хорошиш), с кем он встретился, что он нашёл, может ли эта найденная штуковина активно участвовать в развитии событий, кто в конце остаётся жив (герой 1, герой 2, оба), что в конце со штуковиной. Что-то в этом роде. Можно и собственную схему придумать. Некоторые участники конкурса импровизаций на «ЛайтКоне» именно так и действуют уже не один год, и их бой получается о чём-то, а не просто о двух вооружённых агрессивно настроенных личностях, внезапно столкнувшихся в сферическом вакууме.

Можно поступить хитрее и вписать сам по себе бессюжетный бой во что-то большее. Например, в сон. Или в происходящее в воображении читающего книгу, что было продемонстрировано на ЧР-2014 в номере «Что почитать?» студии «Саберфайтинг Арт». Отходить от «Звёздных войн» возможно! Некоторым участникам LCC это удаётся, например, «Grand Theft Auto VS Sleeping Dogs» с LCC XII. Почему? Потому что, зачастую, это не ЗВшники, не фанаты. И не саберфайтеры. То есть люди, сравнительно далёкие от «Звёздных войн» и связанных с ними предопределённых ассоциаций.

Но если с историей столкновения, сутью конфликта и влиянием развития этого конфликта на мировоззрение героев всё очень плохо, будет лучше вовсе отказаться от сюжета и продемонстрировать боевое взаимодействие спортсменов. Вместо набившего оскомину «теперь я мастер», «убей своего близкого и останься жив, или я сам убью вас обоих», «о, учитель!» и т.п. Вплоть до того, как это могли бы делать айкидошники: один валит другого, встал, поклонились, приступили к новой схватке как бы с нуля, и так полдюжины коротеньких боёв потоком один за другим. И никаких отвлечений от самого фехтования! Скажу больше: именно так действуют чехи из Žehart. Конечно, это не укладывается в рамки правил артистического фехтования, однако как фехтование сценическое более чем работоспособно.

Я считаю, что следует рушить стереотип «Саберфайтинг – ЗВ, ничего без ЗВ и кроме ЗВ». И увеличивать дистанцию между саберфайтингом и «Звёздными войнами». Для чего? Для укрепления статуса саберфайтинга как спорта и для поднятия престижа. Постоянное присутствие на сцене и, что примечательно, не только на сцене, ЗВшных форсеров, околоЗВшные костюмы и т.п. способствует укреплению восприятия людьми саберфайтеров как фанатов «Звёздных войн». И появляются сообщения: «Доброго времени суток, Джедаи и Ситхи, Падаваны и просто фанаты Звёздных Войн! Ищу саберфайтеров для показательного выступления» (стена группы ВК «Саберфайтинг со звёздочкой» 6 марта 2015). Одно из обсуждений в той же группе называется «кто просто саберфайтер, а кто фанат звёздных войн». Практически то же самое, что «кто просто студент, а кто любит пиццу». Совершенно разные измерения, независимые, но для многих – неразделимые.

Даже в ТВ-репортажах о саберфайтинге часто говорят: «взять в руки световой меч и стать джедаем». Сравните: если взять шпагу и надеть маску, то заниматься фехтованием. Максимум – почувствовать себя мушкетёром, ощутить мушкетёрскую романтику, но ни в коем случае не стать им окончательно и бесповоротно. Почему? Потому что не бывает мушкетёров в безликой маске и белом кевларе. Как и в трениках, футболках и кедах. Если надеть кимоно и пойти в секцию, то заниматься каратэ, а вовсе не стать Брюсом Ли. Взять в руки лук – не стать Робином Гудом, нет, всего лишь быть его наследником, продолжать традицию. Надеть боксёрские перчатки – просто заниматься боксом. Спортивное снаряжение не имеет отсылки к эпохе, сюжету и первоисточнику. Но костюм из «Звёздных войн» опознаётся именно как костюм из «Звёздных войн». Не спортивный, а сюжетный, сценический. Именно потому, взять в руки сабер и – не заниматься спортом, саберфайтингом, фехтованием. Нет. Стать джедаем.

Что это значит для нас? Это значит, что саберфайтер в глазах окружающих, как правило, выглядит фанатом, выгуливающим костюм косплеером. Попросту надевшим прикид из костюмерки нанятым на один вечер аниматором. То есть человеком, не обладающим специальными навыками, которым сложно научиться и которыми можно гордиться. Это в лучшем случае. В худшем случае, саберфайтеров воспринимают как заигравшихся, фриков, дивнюков, то есть как маргиналов, с которыми приличным людям связываться не стоит. Нужно ли саберфайтингу, чтобы его считали такой маргинальной деятельностью, повторю, не связанной с работой над собой и обладанием специальными навыками – решайте сами.

Дополнительная информация к размышлению. В группе «Саберфайтинг со звёздочкой» я заводил тему об униформе саберфайтера. Ответили за два года лишь единицы. Мнения сводятся к следующему:

  • Для тренировок – обычная спортивная одежда. Единообразие приятно, но чем больше уделяется внимания форме, тем меньше остаётся фехтованию. Для мероприятий, где не нужна именно джедайская одежда, можно использовать значки с символикой коллектива.
  • Можно использовать форменные жилетки, даже со знаками различия типа погон.
  • Тренироваться лучше всего в камуфле и берцах.
  • Тренироваться можно в чём угодно удобном, спортивка оптимальна. Униформа разве только для сплочения коллектива и не обязательно ЗВшная, к примеру, для тренировки пойдут футболки с символикой коллектива. Костюмы нужны лишь на мероприятиях.
Также есть результаты опроса, полученные в личку.
  • Униформа не нужна, тем более джедайская. Для тренировок – спортивная одежда. Сценический костюм должен соответствовать выступлению и может быть не ЗВшным. Но знаковая одежда всё же из ЗВ, т.к. СФ не может быть без ЗВ. Для иерархических отличий хватит значков.
  • Униформа (какая бы то ни было) даёт ощущение единства, причастности к большому делу.

 

Очевидно: респонденты разделяют тренировочную одежду и сценическую. Демонстрационной (несущей информацию о коллективе и принадлежности человека к занятиям саберфайтингом) может быть и та, и другая – а может и не быть. Притом о соответствии демонстрационной одежды стилистике «Звёздных войн» говорит всего один из шести ответивших, то есть лишь 17% саберфайтеров. Да, всего лишь из шести. Обсуждение открыто 11 марта 2013, в клубный скайп «Крома» я напомнил 6 апреля этого года. Кто не высказался – сами себе злобные, ваше мнение не учитывается. Трололо.

Почему НСФ КРМ «Кром» носит откровенно джедайские одежды? Мы начали вести занятия по саберфайтингу в 2009 году, когда «Кром» был ролевым клубом. Саберфайтинг был по сути факультативом. Тренировки проходили в игровой оболочке, каждая тренировка была игрой, требующей соответствующего антуража, тренировочная форма была фактически игровым (сценическим) костюмом. Было введено требование, что для получения следующего ранга кроме постижения техники нужно обзавестись тем или иным предметом джедайского костюма. Предполагалось, что костюм этот может быть индивидуален и станет использоваться владельцем на выступлениях и мероприятиях. Не выпускать же на сцену обрыганов в частичном костюме? Да и ранги давать тем, кто не стремится работать на пользу клуба, не хотелось. Обязательным на тренировках было кимоно (любого цвета) с нашивками, не более. В 2012 направления разделились, и тренировки перестали быть связанными с ролевой игрой. Парадоксально, но факт: именно тогда появилась форма единого образца, вместо концентрации на спорте зачем-то имитирующая «Звёздные войны»: кимоно, строго чёрное, за счёт чего просто «замечательно» видное на сцене, затемнённой для красивого боя светяшками, плюс табард с красными деталями.

Если говорить о костюмах непосредственно на выступлении, притом отдельно от сюжета, они тоже влияют на восприятие зрителя. Не просто влияют. Костюмы, как и слова, формируют ожидания. Как воспринимаются выходящие на сцену в берцах и кителях? Как военные, которые наверняка покажут строевую подготовку, короткие эффективные рубленые движения без лишних плясок, всё чётко и абсолютно одинаково. Заметьте, если военные прикалываются, вроде военного оркестра, играющего и танцующего под "Арам-зам-зам", они всегда одеты в парадную форму, и эта праздничность дистанцирует происходящее от сугубой утилитарности, никто не воспринимает это как основную деятельность и смысл существования этих военных. Зато если на выступающих полевая форма (или вообще форма одежды №2 - штаны и майка) и берцы, любой зритель ждёт именно утилитарности, эффективности и одинаковости. То же самое демонстрируют и каратисты в кимоно. Следовательно, белорусские ребята из Храма Света в кимоно и берцах уже по одежде воспринимаются как демонстраторы утилитарного боевого искусства. Собственно, так они себя и позиционируют. Зритель неосознанно (у него уже давным-давно есть такой шаблон апперцепции) будет ждать чёткости и эффективности. Тем заметнее окажутся ошибки в демонстрации школы. НСФ КРМ «Кром» и другие коллективы, идущие на любой фестиваль в кимоно с табардами и сапогах, добровольно берут на себя обязательство демонстрировать максимально чёткую технику. И соответствующе выросший риск ущерба репутации, если будет рассинхрон или разница в конечных положениях оружия.

Бывает и другая знаковая одежда. Чем обычно занимаются выступающие в клубных футболках и лёгкой обуви? Чем-то весёлым: черлидингом, танцами, капоэйрой. Движения как правило широкие, плавные, нет строгой механистичности. Вместо каменного лица боевой машины – улыбка и позитивный настрой, дружеская атмосфера, музыка. Однако никто не скажет, что то, что делают ребята в футболках – несерьёзная лажа, учиться нечему, любой новичок сможет повторить без всякой подготовки.

Отдельно следует сказать о смешении стилей. Оно бывает разным. Красиво оно смотрится, если при взгляде на такое отчётливо читается некий мессадж. Какой мессадж несёт джедайский костюм в сочетании с бросающимися в глаза цветными кроссовками? Джедайский верх напару с трениками-«абибасами»? Или «хвосты» табарда, надетые поверх цивильной куртки и штанов? Какое впечатление производит? Скажу прямо: такая эклектика смотрится бессмысленно, убого и неэстетично. Не «Звёздные войны», совсем не «Звёздные войны». Убогий закос криворукого фаната-нищеброда, не обладающего малейшими зачатками художественного вкуса и даже не стремящегося к приличному косплею. Принадлежность к спорту тоже более чем никакая. Не надо так. Любой образ – хоть ЗВшный, хоть спортивный, должен быть целостным и понятным. Это я как человек, работающий с моделями, стилистами, дизайнерами костюмов и т.д., говорю.

Что думаем мы с Юлей Кубаревой (г. Москва) по поводу восприятия цвета и длины костюма, можно почитать на форуме «Крома».

В общем, появляясь перед зрителем в том или ином виде, мы формируем ожидания зрителя. Можно и нужно делать это осознанно, сообразно своим возможностям и целям.

Также в демонстрации саберфайтинга имеют место сбои и ошибки технического плана. В том числе и те, о которых чуть ли не каждый год пишет в своём отчёте В.М. Лихтаренко, причём говоря обо всех участвующих в чемпионате России по арт-фехтованию саберфайтерах разом.

Отсутствие стойки (прямые ноги или сгорбленность).

Отсутствие фехтовальных фраз. Фехтовальная фраза — по Дрянных, последовательность фехтовальных приёмов, тактически связанных друг с другом, являющаяся законченной частью боевого сюжета, или, по Коху, комбинация приёмов защиты и нападения, неразрывно связанных друг с другом. Этого - нет. Что есть? Вихрь бесполезных и бессмысленных атак, не несущих угрозы. В терминологии методички для судей, «однообразные многократно повторяющиеся атакующие и защитные действия» или, по-простому, беспорядочное стучание. То самое.

Что, в свою очередь, влечёт за собой сужение технического репертуара защищающегося: он просто не успевает предпринять что-то помимо двух базовых защит. Что интересно, ему и не нужно ничего больше предпринимать, он может просто расслабиться и практически ничего не делать, не предпринимать никаких ответных действий, просто пережидая, когда иссякнет этот вихрь шлепков.

Если стойку можно вбить в исполнителей в процессе дрессировки, то есть тренировки, от стучания необходимо попросту избавляться. Директивно, прямым запретом тренера. Если «Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому» (цитата), пускай там будет и этот самый переход инициативы, и контратака, и контрконтратака. Если это повторная атака или многотемповая комбинация с финтами и прочими фишками, пускай каждое действие будет осмысленным, и их будет ровно столько, сколько нужно для решения тактической задачи, не больше. Вместо стремления показать, как быстро мы можем нащёлкать шлепков, не способных убить и таракана. Кто должен за этим следить, грозно воздев бритву Оккама? Как уже сказано выше, тренер-постановщик.

Вот мы от имиджа и программируемых ожиданий вновь вернулись к технике. О которой, как я говорил в самом начале, долго рассуждать незачем, и так всё понятно. На этом предлагаю закончить и поделиться соображениями по поводу сказанного.

Категория: Направление "Cаберфайтинг" | Добавил: Gelneren (2015-05-29) | Автор: Денис Бутин
Просмотров: 586 | Комментарии: 1 | Теги: саберфайтинг, Арт-фех, Фехтование, НСФ | Рейтинг: 0.0/0
Нравится
Всего комментариев: 1
0
1  
Ну да, жонглёр - это артист, демонстрирующий ловкие манипуляции-перебрасывания несколькими предметами...
А если вспомнить, что изначально "жонглёр" - это французский jongleur (от лат. joculator "шутник, забавник" wink , то есть странствующий актёр и музыкант
Цитата
Жонглеры - продолжатели традиций античных мимов и гистрионов. Их искусство родственно искусству немецких шпильманов, русских скоморохов и т. п. Искусство жонглеров связано с фольклором. Единственные профессиональные музыканты и актеры раннего Средневековья, они участвовали в народных празднествах, выступали на ярмарках, исполняли чужие, реже собственные, сатирические песенки и стихи (за что их преследовала церковь), пели и танцевали, аккомпанируя себе и другим артистам на виоле, ротте, арфе и др.

- то я вообще не знаю, каким боком привязать это к игре оружием сиречь прокруткам и как должен расценивать фехтовальщик, что его именуют таким образом.
Есть такой источник, как Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. Там в статье "Жонглёр" помимо этого самого, который что-то перебрасывает (и ещё ножи глотает, оказывается), есть и второе значение: шарлатан.
Вот оно что, Михалыч.
Если же обратиться к немецкой фехтовальной традиции, там сохранилось слово Gaukler - жонглёр, по идее означавшее того самого странствующего артиста, скомороха. Но для фехтующих немцев это слово значит совсем другое.
Цитата
Унижающий термин для тех мастеров, кто учит цветистым, неэффективным формам фехтования.

Насколько корректно использовать в официальных документах уничижительные термины?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Клуб "Кром" © 2009 - 2017
ПЕРЕВОД
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Тэги
Друзья сайта
ролевики

  • Ролевое движение Сахалина
  • Мастерская группа "Шервуд"

  • фехтование

  • Студия артистического фехтования "Грифон"
  • Копилка знаний о ФЕХТОВАНИИ

  • саберфайтинг и ЗВ

  • Содружество Свободных Саберфайтеров
  • Межрегиональная Федерация Саберфайтинга
  • StarPrim Galaxy SaberFighting Art: авторский проект L-Wing

    Звездные войны: Энциклопедия. Статьи и последние новости о вселенной. StarWars модели из бумаги
    каталоги

  • Каталог качественных сайтов Рунета

  • случайный баннер
    В закладки: +МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Запомнить эту страницу на Закладок.нет!
    Сайт управляется системой uCoz