Пятница, 2024-04-19, 14:38
КРМ КромКлуб развития молодёжи «Кром»

Совершенство безгранично!

Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [16]
для всех интересующихся
Взгляд изнутри [10]
философия, онтология и т.п.
Социальные сети
Клуб развития молодёжи «Кром» в социальных сетях


Форма входа
Логин:
Пароль:
Пожертвования
Статистика
Рейтинг Ролевых Ресурсов

Яндекс цитирования

Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
6 Отлично!
5 Хорошо
4 Нормально
3 Так себе
2 Плохо!






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
География
 Библиотека
Главная » Библиотека » Ролевое Движение » Общая информация

Освещение проблемы молодежных субкультур в СМИ. Ролевое движение: источники, направления и формы
ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СМИ
РОЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОЧНИКИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ


А. С. Журавлева
Российская Федерация, г. Москва, Российский Университет Дружбы Народов
 
В современных средствах массовой информации достаточно трудно найти объективное описание молодежных субкультур, они отражают существующее в обществе негативное отношение к подобным феноменам.
Ролевое движение — пример неформального молодежного движения, которое весьма многогранно и предоставляет молодым людям очень широкий спектр возможностей для самореализации и адаптации к обществу, необходимо более объективное его описание в СМИ.

Ключевые слова: молодежные субкультуры, ролевое движение, средства массовой информации; youth subcultures, role-playing subculture, mass media.

 
Молодежные субкультуры, и в частности, предмет нашего изучения, ролевое движение, – это интересный феномен, который проявляет себя сегодня особенно ярко. Многие исследователи пишут о поликультурном пространстве, и в силу того, что обилие существующих в наше время субкультур не поддается подсчетам, задаются вопросом: не станет ли 21 век веком субкультур, не исчезнет ли вообще такое понятие, как доминирующая культура [8]. В последние годы заметно растет интерес к изучению проблем молодежной субкультуры, что подтверждается появлением исследований в социологии, философии, педагогике, культурологии, социальной и педагогической психологии [2]. Однако и в научных исследованиях, и особенно часто в СМИ, можно встретить скорее негативное отношение к молодежным объединениям. В центре внимания журналистов находится освещение таких событий, как, например, столкновение участников молодежного движения с властями, крупные «потасовки» внутри какой-либо отдельной группы и т.д. Все это производит «эффект криминальности» молодежных субкультур, причем это касается не только групп, которые «знамениты» своим агрессивным поведением, будь то футбольные фанаты или так называемые «готы», но и групп, которые отнюдь не пользуются такой популярностью. Тем не менее, на наш взгляд, в каждом движении можно найти как «конфликтно» настроенных участников, так и «мирных» граждан.
 
В нашей работе мы бы хотели уделить особое внимание такому молодежному течению, как ролевое движение. На его примере мы постараемся показать, что строгое дифференцирование ветвей движения и изучение его психологических особенностей позволяет дать более полную и объективную характеристику движения.
 
В последние 15-20 лет увлечение ролевыми играми, особенно в период поздней юности, приобрело массовый характер. Молодежь, активно увлекающаяся ролевыми играми, представляет собой сегодня отдельную социальную группу, которая на сегодняшний день мало изучена [5].
 
Итак, ролевое движение, или движение ролевых игр – это неформальное объединение людей, играющих в различные ролевые игры. Сами ролевики дают следующее определение ролевой игре: «Ролевая игра это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения».
 
Процесс игры представляет собой театрализованное моделирование той или иной ситуации. Сюжет предлагается мастером игры (придумывается, берется из книги, фильма и т.п.), он описывает мир (ситуацию), заранее, до начала игры, раздаются роли, и какое-то время участники игры живут жизнью персонажей, носителей выбранных ими ролей, в мире, по которому их «ведет мастер». Но ролевое движение, как и другие, вбирает в себя очень многое, существует большое количество направлений в ролевых играх, и каждое из них требует от участника игры владения определенными навыками.
 
Поясним вкратце, какие же существуют сегодня направления ролевых игр и что явилось их источниками.
 
А. Серавин [5] считает, что у ролевого движения в России можно выделить очень много источников. Он считает, что ролевыми играми (т.е. играми, в которых человек принимает на себя определенную роль и конструирует свое поведение в соответствии с ее предписаниями) можно назвать даже бои гладиаторов. С этим согласна и мэтр ролевого движения Л. Бочарова, которая видит начало истории развития ролевых игр еще в Античности [1].
 
А.Серавин вслед за многими другими исследователями считает, что движение ролевых игр в России начало формироваться в так называемую «постперестроечную» эпоху, когда разрушились стереотипы коммунистического сознания. В то время представлялась очень сложной реализация себя в повседневной жизни, страна находилась в глубоком кризисе, социальные нормы переживали деформацию, проходила ломка сознания [5]. После роспуска комсомола (организации, объединяющей всю молодежь независимо от социального положения и мировоззрения), в нашей стране стали появляться различные неформальные организации, ставшие предтечами ролевого движения.
 
Прежде всего, это так называемые фэндомы и клубы любителей фантастики (КЛФ). Их появление в России приходится на начало 60-х годов, когда в советскую литературу пришла группа молодых фантастов: братья Стругацкие, Днепров, Биленкин, и др. Особую роль в формировании ролевого сообщества в России сыграли произведения Дж. Р. Толкина. Именно по мотивам его знаменитой трилогии «Властелин колец» были проведены первые «Хоббитские игрища» в августе 1990 года на реке Мане под Красноярском. Официально в ролевом сообществе именно эта дата считается датой его рождения.
 
Но некоторые члены клубов считали, что «играть» нужно только по произведениям «мастера» (Дж. Р. Толкина), и они сформировали отдельную ветвь – «толкиенизм», которую иногда полностью идентифицируют с ролевым движением, что является ошибкой.
 
Ролевые игры также проводились в рамках коммунарских отрядов. Они стали развиваться также в 60-х гг. 20 века, связывая между собой последователей методики коллективного творческого воспитания, которая также известна как методика И.П.Иванова или орлятская методика. Игра у них была не транслятором субкультуры, а дополнительным мероприятием, моделировались не литературные произведения, а исторические и психологические ситуации (в образовательно-педагогических целях, с участием учителей истории) или сюжеты собственной жизни сообщества. Именно здесь впервые организацию ролевых игр поставили на профессиональную основу, начали систематизировать практические наработки».
 
Одним из источников появления ролевых игр в России в их сегодняшнем виде А. Серавин [5] видит также военно-спортивную игру «Зарница».
 
Также очень важную роль сыграли клубы самодеятельной песни (КСП). Другое название: клубы авторской, бардовской песни. Они появились уже в конце 1950-х гг. и объединили людей, любящих песни под гитару. Однако многие члены этих клубов пополнили ряды ролевиков, подарив этому игровому движению знаменитых менестрелей и великолепных сочинителей фольклора.
 
Считается, что окончательно ролевое движение оформилось к концу 90-х гг., постепенно пополняя свои ряды членами других НМО, а также этнографами, историками, лингвистами и др. [5]. Тогда же в рамках ролевого движения выделились такие «субсубкультуры», как любители фехтования, техногенщики – поклонники вооружения ХХ века и др. [3]. Ролевое движение тесно синтезировано с еще одним новым движением – исторической реконструкцией. Оно занимается, в основном, воспроизведением когда-то реально происходивших исторических событий. Однако и его нельзя полностью идентифицировать с ролевым движением.
 
Отметим, что существуют такие различные формы ролевых игр, как настольные ролевые игры («словески»), где все действие происходит в воображении участников, и ролевые игры живого действия, когда игроки физически участвуют в событиях игры. Последние могут проводиться в помещении («кабинетки») или на открытой местности (полевые, городские игры). Есть также особая форма игр живого действия – балы (его суть - старинные танцы и передача атмосферы минувшей эпохи).
 
Отдельно стоит упомянуть, что существуют компьютерные ролевые игры. Многие участники ролевого движения отмечают, что играют в компьютерные игры за неимением времени участвовать в ролевых играх живого действия. Пожалуй, есть все основания видеть причину распространения ролевого движения сегодня именно в том, что стремительно развивается компьютерная индустрия, и во многом клуб фанатов ролевых игр пополняют любители именно данного вида игр. Однако, на наш взгляд, вследствие того, что игра происходит не в действии, а только в воображении игрока и никого больше, компьютерные ролевые игры порождают скорее такой психологический феномен, как эскапизм, их не следует анализировать в рамках ролевого движения.
 
Таким образом, проанализировав источники возникновения ролевого движения и существующие сегодня направления и формы ролевых игр, мы можем сказать, что ролевые игры предоставляют молодым людям очень широкий спектр возможностей для самореализации: от написания песен до организации мероприятий на высшем уровне сложности. На сегодняшний день ролевое движение в России существует уже более двух десятилетий, оно функционирует очень широко: регулярно проводятся различные конференции-фестивали – «конвенты», где носители субкультуры участвуют в дискуссиях по осмыслению тенденций развития игрового сообщества, разрабатывают типологии игр, обмениваются опытом. Крупнейшие среди таких конференций – «Зиланткон» в Казани, «Сибкон» в Сибири, «Комкон» в Москве и др. Кроме того, в рамках субкультуры публикуется ряд периодических изданий, например, журналы «Мое королевство», «Крылатый вестник», «Палантир» и др., в которых размещаются аналитические материалы, написанные с перспективы ролевиков [6].
 
На наш взгляд, современные средства массовой информации при освещении таких феноменов, как молодежные субкультуры, должны опираться именно на подобные периодические издания, однако, конечно, переосмысляя со своей точки зрения написанное, стараться дать как можно более объективную картину. Как считает М.Кожаринов, один из самых известных теоретиков ролевого движения, оно сможет в будущем совершить прорыв «в деле трансформации общества» и занять социально-экономическую нишу в общественном разделении труда [3]. Однако в этом, безусловно, ему должны помочь средства массовой информации.
 
 
Список литературы и интернет-ссылки:
 
1. Бочарова Л. История ролевого движения в России — от Античности до Нового времени [Электронный ресурс] // Ролевой портал, 2006. http://www.rolport.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=308&page=1
2. Бушмарина Н.Н. Анализ отечественной и зарубежной литературы по молодежным субкультурам// Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 3. - С. 118-129.
3. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008. - 335 с.
4. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 104 с.
5. Лахтина А.Н. Индивидуально-психологические особенности участников молодежного ролевого движения. Дипломная работа. – МГЛУ, 2007.
6. Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 – М., 2009. - 28 с.
7. Серавин А. Психология ролевого движения // Славянский милитаристский альманах. Almanach militarystyczny slowianskiy, 2005. – C. 30-39.
8. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. —557 с.
 
Выходные данные:
 
Журавлева А.С. Освещение проблемы молодежных субкультур в СМИ. Ролевое движение: источники, направления и формы// Журналистика и наука: подготовка и реализация научно-образовательной программы для ученых и журналистов. Сборник научных статей. – М.: РУДН, 2011. – 304 с.


Источник: http://alyonaangelen.diary.ru/p173166686.htm
Категория: Общая информация | Добавил: Admin (2012-06-20) | Автор: Журавлева А.С.
Просмотров: 2921 | Теги: ролевики, ролевое движение, статьи, ролевые игры | Рейтинг: 0.0/0
Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Клуб "Кром" © 2009 - 2024
ПЕРЕВОД
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Тэги
Друзья сайта
ролевики

  • Ролевое движение Сахалина
  • Мастерская группа "Шервуд"

  • фехтование

  • Студия артистического фехтования "Грифон"
  • Копилка знаний о ФЕХТОВАНИИ

  • саберфайтинг и ЗВ

  • Содружество Свободных Саберфайтеров
  • Межрегиональная Федерация Саберфайтинга
  • StarPrim Galaxy SaberFighting Art: авторский проект L-Wing

    Звездные войны: Энциклопедия. Статьи и последние новости о вселенной. StarWars модели из бумаги
    каталоги

  • Каталог качественных сайтов Рунета

  • случайный баннер
    В закладки: +МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Запомнить эту страницу на Закладок.нет!
    Сайт управляется системой uCoz