Вторник, 2019-06-18, 22:20
КРМ КромКлуб развития молодёжи «Кром»

Совершенство безгранично!

Главная
· RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум КРМ "Кром" » Клуб » Направление "Саберфайтинг" » Особенности саберфайтинга (что, как, почему и зачем)
Особенности саберфайтинга
GelnerenДата: Вторник, 2010-02-16, 22:13 | Сообщение # 1
Координатор клуба. Руководитель НФР
Группа: Администраторы
Сообщений: 617
Репутация: 9
Статус: Offline
Quote
логика действия в ролевом фехтовании основывается на имитации функционального воздействия тем или иным видом оружия. И следовательно основывается на поражающих факторах оружия, общей физике, а так же механике человеческого тела.

(С) Ланселот, Владивосток

Механика человеческого тела штука такая, с ней остаётся только смириться. И работать над наиболее эффективным её использованием, но это уже тема для отдельной беседы.
Что же касается саберфайтинга...
Фехтование - это действие оружием, так? Значит, будем плясать от этого.
Ввиду невозможности моделирования реального лайтсэйбра с присущим ему поведением, приходится опираться на информацию, известную нам из фильмов и иных "официальных" источников. Что мы имеем?
Клинок ничтожно малого веса, с огромным поражающим фактором. Настолько огромным, что говорить о какой-либо эффективности доспехов не имеет смысла, значит, ну их, эти доспехи. И гарды тоже.
Казалось бы, клинок лёгкий, и можно шустро работать одной рукой. Но в описаниях принципа действия фигурирует такая вещь, как "гироскопический эффект", выражающийся в стремлении меча к собственному движению энергетического поля, формирующего клинок. Так мы приходим к преимущественно двуручному хвату.
Работать строго линейно двуручным оружием неудобно, поэтому, в отличие от спортивного фехтования, где ноги стоят на линии атаки, ноги саберфайтера находятся по разные стороны от оной линии, по углам условного квадрата. Как если бы мы работали европейским длинным (полуторным) мечом. И происходит постоянная перемена стойки: левая/правая.
Сама арка клинка очень тонкая (видимый луч - это ионизация воздуха вокруг), меч прижигает рану, останавливая кровь - отсюда невыгодность уколов. Точно попасть в опасную зону, без возможности внутреннего кровотечения и с ограниченным шансом болевого шока (форса, блин) очень трудно. Выгоднее рубить - такое повреждение уже не проигнорируешь, чтобы позже залить бактой.
Далее. Описанная технология предполагает, что клинки несут большой заряд, причём знак заряда одинаков. Значит, клинки отталкиваются. На этом же основывается отбивание бластерных выстрелов. Если учесть, что этой энергии хватает для пробивании сверхпрочных материалов (см. 1 эпизод, Квай-Гон крушит бронедвери), сила отталкивания будет весьма велика. Что это для нас значит? Во-первых, клинки не скользят друг по другу (сразу исключаются некоторые вещи из спортивного фехтования и не только; отработка - упражнение "липкий сабер"). Во-вторых, долго удерживать клинок на клинке нельзя (слишком много усилий требует). В-третьих, световой меч не может заклинить в снаряжении/тушке противника или влипнуть в его оружие, поэтому мы не просто сразу после удара убираем клинок, а ещё и делаем движение пальцами, чтобы сабер отскочил как можно резвее - или продолжаем движение, как бы разрубая противника от и до (но это если мы в него попали). В-четвёртых, после соударения клинки начинают возвратное движение по прежней траектории. Можно специально работать в меч противника, дабы отражение вывело твой клинок на нужную траекторию, или просто ускорило следующий удар. К вопросу о работе в меч - она получается иногда нужна. Сюда же многочисленные вращения, кувырки и т.д. - на самом деле файтер бежит вслед за собственным мечом smile Отсюда же возможность легко сминаемых сильным ударом блоков за спиной - ты во время удара разворачиваешься, уходя из-под отскока собственного клинка, а клинок противника и так уже отброшен.
Цели. Если не рассматривать артфех, где всё и так должно быть понятно, цель остаётся всем знакомой - победить. При этом, в силу специфики оружия, нет выигрыша по очкам, по хитам и т.д. Победа достигается одним ударом. Вспомним, саберфайтинг создавался как имитация джедайского боя на ролевой игре по ЗВ. А джедайский бой - это бой вооружённых не только лазерными мегашворцами, но и Силой. И, если верить первоисточнику, он длится довольно долго, и наполнен всяческими акробатическими элементами. Соответственно, саберфайтерский бой тоже должен быть долгим. Как этого достичь? Исключая игру на смене темпа. Саберфайтеры в бою стремятся найти темп, равно устраивающий всех вовлечённых в схватку. В итоге, победа возможна в случае, если соперник ошибётся в защите.
Как быть с акробатикой? Поскольку мы не можем смоделировать прыжки с помощью Силы и тому подобные спецэффекты, остаётся отрабатывать кувырки, колёса, перекаты, сальто и прочую капоэйру. Это может привести к некоторым сложностям, как раз связанным с темпом. Если работать медленно (например, изучая рисунок постановки), кувыркаться и даже просто прыгать приходится на обычной скорости, соответственно, партнёру в это время нужно ускориться - ведь акробат не сможет зависнуть в воздухе и ждать. После чего бойцы возвращаются к замедленной работе, но удаётся это далеко не всегда - и приходится начинать с начала. Во фрифайте возможна обратная ситуация - выполняя акробатический элемент или даже оборот, можно отстать. Тогда партнёру приходится замедляться, выполнять необоснованные (казалось бы) элементы типа прокруток оружия и всячески тормозить, дабы не выбиваться из общего ритма (акробат-то не может это компенсировать - значит, приходится напарнику). Подробности см. в фильме ШС "Логика боя в ЗВ". Ну или приходится зарубать акробата, если уж протормозить никак не получается. Впрочем, тот обычно доволен - умереть тоже надо красиво.
Итак, можно переформулировать цель саберфайтерского боя как демонстрацию долгого и насыщенного декоративными элементами боя. В соответствующей стилистике.
Как-то так.

По итогам семинара на "Живой Истории" (Канск, 2009).



 
GelnerenДата: Пятница, 2010-02-26, 15:10 | Сообщение # 2
Координатор клуба. Руководитель НФР
Группа: Администраторы
Сообщений: 617
Репутация: 9
Статус: Offline
В аннотации к "Учебнику саберфайтинга" (С) Школа Саберфайтинга (Москва) и Межрегиональная Федерация Саберфайтинга (бывш. ЗСАД) сказано:

Характерными особенностями хореографии в стилистике "Звездных войн" являются:
- Удержание оружия преимущественно двумя руками
- Преобладание в количественном отношении фехтовальных элементов над - акробатическими и рукопашным боем
- Преобладание в количественном отношении рубящих движений над режущими и колющими, причем, режущие удары выполняются только непосредственно в тело, колющие - только в торс.
- Преобладание в количественном отношении относительно простых элементов над сложными
- Дистанция ведения боя - близкая и средняя
- Значительная временная протяженность боя
- Разработка и реализация четкой композиционной структуры поединка
- Наличие ударов и блоков, выполняемых на развороте
- Наличие блоков за спиной
- Наличие вращательных элементов в траектории движения клинка
- Передвижение, в основном, с чередованием ног, т.е. - постоянным переходом из правосторонней стройки в левостороннюю, и наоборот.



 
GelnerenДата: Суббота, 2010-04-24, 12:22 | Сообщение # 3
Координатор клуба. Руководитель НФР
Группа: Администраторы
Сообщений: 617
Репутация: 9
Статус: Offline
Сообщество саберфайтеров "Скиурус", г. Санкт-Петербург
http://saber-school.spb.ru/2010/04/lection/

Текст лекции для вечера «Саберфайтинг как средство творческой самореализации»

Апрель 21, 2010
Текст лекции, подготовленной для нашего вечера в рамках Дней фехтовальной культуры в Петербурге.

Видеоматериал к лекции
скачать | посмотреть на YouTube | посмотреть ВКонтакте

Саберфайтинг — весьма молодой вид фехтования и сами саберфайтеры затрудняются с его точным определением.
Наиболее просто саберфайтинг можно определить как фехтование на саберах. Но для человека непосвященного такая формулировка оставит больше вопросов, чем ответов.
Наиболее понятная же непосвящённому человеку формулировка будет звучать как фехтование по мотивам «Звёздных Войн». Однако применительно к современному саберфайтингу эта формулировка очень груба и в чём-то даже неправильна.

Чтобы понять, что такое саберфайтинг, придётся совершить небольшой экскурс в историю.

Итак, давным-давно, в одной далёкой галактике случились «Звёздные Войны». Там были джедаи и ситы, которые выясняли между собой отношения в поединках на световых мечах. Бои на световых мечах были даже не столько боями, сколько захватывающим артистическим действом, которое обеспечило значительную часть привлекательности фильма.

Разумеется, по «Звёздным Войнам» стали проводиться ролевые игры. И перед игроками, которые отыгрывали джедаев и ситов, встала задача не просто провести поединок и выявить победителя, но сделать это в соответствии с атмосферой тех самых впечатляющих поединков из «Звёздных Войн». Для этого потребовалось разработать соответствующую технику, направленную на зрелищность и определённый стиль боя. То, что из этого получилось, может в какой-то мере считаться прообразом нынешнего саберфайтинга.

Саберфайтинг, который практикуется в «Скиурусе», можно определить как фехтование на саберах, имеющее целью не скорейшую победу, а длительный поединок, проведённый в определённой стилистике с использованием техники, нацеленной на повышение артистической отдачи.
Довольно сложно получилось. Как, в общем-то, всегда бывает, когда словами пытаешься выразить простые вещи. Попробуйте определить, что такое музыка — получится что-то типа набора звуков, сопряжённых между собой по определённым правилам, нацеленным на создание у слушателя определённого эмоционального состояния.

Если говорить проще — мы берём в руки саберы и стараемся, чтобы получилось красиво.
Наверное, более правильного определения нашему саберфайтингу дать нельзя.

Теперь расскажем о нашем оружии.
Оружие саберфайтера — это сабер.

Обратите внимание — не световой меч, а сабер. Сейчас я объясню, почему это разные вещи.
В фильмах были мечи, которые светились, гудели, обладали фантастическими свойствами, имели порой мистическую связь с владельцем и прочие непременные атрибуты сказочного оружия. Их характеристики нигде чётко не оговаривались и легко менялись в угоду художественному замыслу создателей мира «Звёздных Войн».

Сабер был создан как спортивное оружие, наследующее некоторые характеристики светового меча. В основном те, которых было достаточно для формирования техники.

Физические параметры сабера. Длина клинка 70-80 см, длина рукояти 20-30 см, рукоять под двуручный хват. Баланс сосредоточен в месте стыка клинка и рукояти — это место по традиции называется «эмиттер», по аналогии с эмиттером светового меча, испускающим энергетический клинок. Вес берётся по комфорту для саберфайтера, нормальным считается вес от 500 грамм до килограмма.

Условные параметры сабера.
Клинок режет всё. Этим обусловлено полное отсутствие защитных элементов. Гарды, щитов и пр. Единственная защита от клинка противника — свой собственный клинок.
Нет определённой режущей плоскости. Вся поверхность клинка считается поражающей.

Итак, с определением и оружием разобрались, попробуем перейти к основной теме.
Какой саберфайтинг практикуется в «Скиурусе», зачем мы им занимаемся и почему считаем его средством творческой самореализации.

Для начала вспомним, что такое фехтование.
Можно представить его как последовательность движений, каждое из которых решает определённую задачу.
Нанося удар, я ставлю перед своим партнёром задачу. Которую он старается решить наиболее быстрым и эффективным образом. Возможно, он поставит статичный блок, возможно, попытается увернуться или контратаковать. Мне тут же нужно решить, чем ответить партнёру, как продолжить наш с ним диалог. Фехтование — это постоянная работа ума. Это восприятие, обработка информации и принятие решения в доли секунды.

И теперь попробуем решать задачу не только эффективно, но ещё и красиво. Добавим артистический элемент. Это невозможно без поддержки партнёра. Таким образом, получается задача более высокого уровня — противостояние и одновременно взаимодействие.

На этой основе партнёры получают возможность сделать из своего поединка артистическое действо. Уникальное, поскольку каждый поединок уникален. Красивое настолько, насколько позволит мастерство и творческие способности.

И при этом не имеет значения, делаете ли вы шедевр или импровизируете в своё удовольствие. Мы не предъявляем строгих требований, главное — чтобы партнёры получали удовольствие от процесса и результата.

Однако красота не появляется сама по себе, она — результат постоянной работы над техникой и соблюдения определённого стиля и правил ведения поединка.

В основу саберфайтинга положены широкие размашистые удары с чёткой траекторией.
Они проигрывают в боевой эффективности, но важны для зрительного восприятия поединка со стороны, а также для успешного реагирования партнёрами на действия друг друга, без чего невозможна работа в артистическом стиле.

Важна не только техника, но и тактика поединка. В частности, партнёры передают инициативу друг другу, производят расходы и сходы, чтобы дать друг другу возможность выполнить артистические элементы.

Отдельное место занимают элементы техники, специально вводимые в артистических целях и не имеющие боевого назначения. Это, например, постоянное использование прокруток. Использование ударов с разворотом и во время разворота — развороты во время боя развиваются отдельной темой. Блоки за спиной. Блоки с проворотом под сабером.

С момента освоения базовой техники у саберфайтера есть возможность работать над созданием своих композиций. Дальше развитие идёт по пути наработки опыта, повышения мастерства, развития артистизма и освоения новых элементов.

Из всего, что было сказано, можно было бы сделать вывод, что саберфайтинг — занятие исключительно для фанатов «Звёздных Войн». В настоящее время это одна из его главных проблем, поскольку интересное направление фехтования отходит на второй план и скрывается за ЗВшной атрибутикой.

Чем саберфайтинг может быть ценен сам по себе, без оглядки на ЗВ?

Для занятий саберфайтингом не требуется специального снаряжения. Если не считать проблем с поиском качественного материала для основы клинков, которые вполне решаемы при достаточном желании, вполне подходящий для тренировок сабер можно собрать буквально из подручных материалов.

Для занятий саберфайтингом не требуется специальной физподготовки. Многие ученики после первого занятия жалуются, что «прочувствовали все мышцы», но это обычная проблема нетренированного тела, впервые за долгое время испытавшего хоть какие-то нагрузки. После пары недель организм приспосабливался — особенно у тех, кто давал себе труд заниматься не только на обязательных тренировках по воскресеньям. Люди уходили с саберфайтинга по разным причинам, но ещё ни один на моей памяти не ушёл из-за чрезмерных нагрузок.

Низкая травматичность. Благодаря малому весу саберов и строгим требованиям к их гуманизации самая страшная травма, которую при нормальном ходе тренировок можно получить на саберфайтинге — это лёгкий ушиб, причём подобные травмы характерны в основном для первых месяцев обучения вследствие обоюдной неопытности партнёров.

Для занятий саберфайтингом не требуется специально оборудованный зал. Да и вообще зал не требуется. Опыт нескольких лет показывает, что систематические результативные тренировки вполне можно проводить без наличия зала. Годится любая относительно ровная площадка. Более того — систематические занятия на открытом воздухе при их правильном проведении весьма способствуют укреплению здоровья.

В саберфайтинге нет ориентации на победу. Термин «противник» вообще редко используется в саберфайтинге, гораздо более уместен термин «партнёр». Это позволяет вести поединок, не боясь потерпеть обидное поражение, что очень важно психологически для новичков. На самом деле, как ни парадоксально, цель поединка для саберфайтера — не подавить партнёра, а раскрыться самому, и помочь партнёру сделать то же самое. Несмотря на противостояние, оба партнёра совместно решают одну и ту же задачу и потерпеть неудачу могут только вместе — равно как и одержать победу. И это, помимо прочего, по моим наблюдениям способствует созданию на тренировках стабильной дружеской атмосферы.

Саберфайтинг — это интересный и вполне самостоятельный вид спорта. Им вполне могут заниматься те, кто не может позволить себе тратить кучу денег и времени, но хочет заниматься чем-то более интересным, чем бег трусцой вокруг дома или занятия на турнике во дворе.



 
GelnerenДата: Среда, 2011-01-19, 00:49 | Сообщение # 4
Координатор клуба. Руководитель НФР
Группа: Администраторы
Сообщений: 617
Репутация: 9
Статус: Offline
Саберфайтинг, отрицательные определения

Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

Шарил по инету в поисках саберфайтинга. В итоге, начитавшись, как различные группы определяют саберфайтинг, статей в прессе и комментариев к ним, заморочился писаниной на тему, чем саберфайтинг не является.

- Боевым искусством рыцарей джедай / боем на мечах, сделанных наподобие джедайских.
В боевом искусстве рыцарей джедай используется фантастическое оружие, невоспроизводимое на данном этапе развития науки и техники. Подобий тоже не существует. В саберфайтинге используется инвентарь под названием сабер. Его можно не только представить и нарисовать, но изготовить собственными руками и использовать на занятиях. Свойства показанных в фильмах световых мечей и настоящих саберов различаются настолько, что объединять эти вещи не станет ни один здравомыслящий человек.
Боевым искусством рыцарей джедай занимаются джедаи - выдуманные персонажи из фильмов, книг или комиксов. Саберфайтингом занимаются реальные люди в реальном мире.
Боевое искусство рыцарей джедай является легендарным умением сверхсуществ выдуманной вселенной. Саберфайтинг - абсолютно реальное земное явление для обычных людей, к тому же подпадающее под определение официальной спортивной дисциплины.
Итог. Не нужно путать фантазии и реальность.
Замечание. Белорусский "Орден Храма Света" практикует JMA - Jedi Martial Arts. Носящее такое название синтетическое боевое искусство является таким же реальным плодом реального мира, как карате, саберфайтинг и сотовые телефоны.

- Фехтованием (абстрактным) на безопасных мечах.
Для начала, абсолютно безопасного оружия не существует.
На Западе в ролевых играх используется безопасное силиконовое оружие. Значит ли это, что все забугорные ролевики - саберфайтеры? Да они и слова такого не знают!
Можно взять мягкую тямбару, какой тренируются ролевики или истфехи, или надувной меч из "Спорт Чанбара" и работать этим как саблей в соответствии с трактатом Альфреда Хаттона или школой спортивного фехтования. Или представить, что это катана, и применять технику школы Тенсин Сёдэн Катори Синто-Рю, и ничего кроме неё. Можно даже попробовать так работать гораздо более жёстким (и, получается, не таким уж безопасным) сабером. Однако, сколько в таком фехтовании останется от «Звёздных войн», и зачем придумывать для существующих направлений фехтования новое название?
Итог. Фехтование - это не только оружие, но ещё и техника, и одно без другого не существует.

- Показательными выступлениями фехтовальщиков на световых (светящихся) мечах.
Возвращаемся к предыдущему вопросу. Если взять уже не обычный сабер, а "световой меч", то есть сабер светящийся, и начать работать им как спортивной рапирой или как кендошным синаем, это будет не саберфайтинг. Это будет рапирная техника фехтования или кендо, но почему-то с непонятной светящейся штуковиной.
Можно работать светящимся сабером вообще без техники. Это будет lightsaber choreography, танец с оружием, в лучшем случае световое шоу, в худшем - беспорядочное махание, но никак не саберфайтинг, и вообще не фехтование.
К тому же светимость не является характеризующим признаком сабера (который вовсе не то же самое, что световой меч - см. выше) и саберфайтинга.
Саберфайтинг - это техника фехтования и набор правил. Можно пойти от обратного, взять в руки катану и работать ею по-саберфайтерски. Естественно, это будет уже не Катори Синто-рю. Это будет саберфайтинг. Несмотря на отсутствие свечения.
Итог. Далеко не всякое показательное выступление, даже если там действительно фехтуют, да ещё и светящимся реквизитом, является саберфайтингом.
Замечание. Зато кое-что из не-светящегося - очень даже является.

- Очередной иностранной ересью, которой пудрят мозги нашей молодёжи.
За границей проводятся фестивали и соревнования с поединками в джедайской стилистике, самым известным из них является LCC - Lightsaber Choreography Competition. Это именно хореография, то есть выступление "чтобы было красиво". Постановка тела и техничность выполнения фехтовальных действий там является исключением, лишь подтверждающим правило. Зачастую эти соревнования превращаются в конкурс компьютерных спецэффектов, что не имеет к фехтованию вообще никакого отношения.
Саберфайтинг (фехтование (!) в стилистике «Звёздных войн») был создан в Москве и является отечественной разработкой.
Итог. Заниматься саберфайтингом - патриотично.
Замечание. Хотите защитить детей от разлагающего влияния иностранщины? Начните с ближайшей секции каратэ Кёкусинкай, что ли.

- Реконструкцией системы владения световым мечом из мира «Звёздных войн» / видом боевых искусств, используемых (показанных) в киносаге о «Звёздных Войнах».
Между прочим, во вселенной «Звёздных Войн» саберфайтинга нет! И саберов там тоже нет.
В мире «Звёздных войн», а именно в т.н. Расширенной вселенной описаны 7 форм или стилей владения световым мечом. В интернете можно встретить краткие и притом противоречивые описания оных и многочисленные упоминания, кто из персонажей какую форму предпочитал. Однако сам Ник Гиллард — каскадёр, руководивший постановкой боёв в новой трилогии «Звёздных войн», узнав о появлении в Расширенной вселенной семи форм, был крайне удивлён. Стиль ведения поединка, который мы видим в фильмах, индивидуален для каждого из героев и создавался Гиллардом на основе смешения различных видов существующего фехтования и придания ему индивидуальных особенностей под конкретных актёров. То есть никакого "специального" боевого искусства или вида фехтования там не использовали. А во времена классической трилогии о формах боя вообще никто не подозревал.
Итог. Если само наличие системы спорно, как её реконструировать?
Замечание. Единственное, что можно реконструировать, - это визуальный ряд, общую стилистику поединков. Подводя под неё двигательные принципы как основу, исправляя некоторые движения на более рациональные и снабжая условностями правил, чтобы получились не танцы с мечом (Lightsaber Choreography) и тем более не весёлые попрыгушки "кто кого", а цельная и гармоничная система фехтования.

http://gelneren.livejournal.com/137971.html
на форуме ССС: http://saberfighting.org/viewtopic.php?f=14&t=15&p=66#p66

UPD
Наверное, можно добавить, что реконструкцией боёв из фильмов "Звёздные войны" саберфайтинг тоже не является.
Сколько их в фильмах, тех боёв? А саберфайтеры зачем-то вместо разучивания одних и тех же немногочисленных схем (отдельные фрагменты которых реализуемы только с помощью киношных спецэффектов и монтажа) то придумывают новые схемы и новые постановки, зачастую вообще сюжетно не связанные с ЗВ, то устраивают свободные поединки, количество вариаций которых стремится к бесконечности.



 
GelnerenДата: Воскресенье, 2013-01-13, 23:34 | Сообщение # 5
Координатор клуба. Руководитель НФР
Группа: Администраторы
Сообщений: 617
Репутация: 9
Статус: Offline
Не так давно, чуть больше года назад, Эльвинг опубликовала статью о саберфайтинге на английском языке. Помнится, я даже предложил пару корректировок перевода. Так вот. Сегодня я отправлял фотографии на зарубежный фотоконкурс. И среди прочего решил отправить серию о саберфайтинге. Но ведь нужна аннотация! Так что я зашёл на ту самую страницу, кое-что скопировал оттуда и немножко добавил. Получился такой текст.

Saberfighting is а Star Wars style fencing. It originated in Moscow in 2000, after Star Wars Episode I: The Phantom Menace had been released. Afterwards it became widespread across Russia, Belarus and Ukraine. The main purpose of saberfighting is to show a beautiful, long-lasting fight in Star Wars style to the audience (stage or video performance). There are two directions within this type. The first one implies a predetermined fight which was prepared and rehearsed beforehand, and the second one involves a "freefight" or a "pair improvisation" when 2 or more experienced saberfighters show an unprepared duel. There is no fight rehearsal in advance, but both fighters do their best to impress the audience. Unlike American "lighsaber choreography" in saberfighting the attack and the defense should be effective, even if in the hands of fighters will be not lightsaber but edged weapons or simple wooden stick. Saberfighting is system of moving, fencing and self-development, not props.



 
Форум КРМ "Кром" » Клуб » Направление "Саберфайтинг" » Особенности саберфайтинга (что, как, почему и зачем)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

В закладки: +МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Запомнить эту страницу на Закладок.нет!
Сайт управляется системой uCoz