Чем старше становится человек, тем жестче и предопределеннее становится его путь. Тем меньше места остаётся в его жизни мечте, фантазии, романтике, эстетике, бескорыстному стремлению к прекрасному.
Но есть особая универсальная форма познания мира и самого себя, доступная как маленьким детям, так и зрелым людям.
Игра - это особая деятельность, дающая возможность человеку освоить закономерности жизни окружающего его мира, различные формы и тонкости социальных отношений. Человек как бы «примеряет» на себя различные типы поведения и взаимоотношений во взрослом мире.
При этом игровая реальность дает человеку возможность экспериментировать и пробовать себя в различных ролях и качествах, многократно обогащая его поведенческий репертуар, при этом давая возможность проводить эти личные «социальные эксперименты» в относительной безопасности, как для самого себя, так и для окружающих людей.
Но если в раннем детстве и в дошкольном возрасте игра является доступным способом познания и прочувствования мира, то для людей более зрелых, свойственен, скорее, рациональный способ познания.
Ролевая игра даёт подросткам и молодым людям возможность совместного проигрывания, прочувствования и проживания разнообразных нестандартных и типичных жизненных ситуаций, учит действовать и сражаться по заранее оговоренным правилам, учит соизмерять и соподчинять свои представления о правильности, способы и мотивы поведения с представлениями, способами и мотивами поведения других людей.
Всё это способствует личностному развитию становлению юного человека, развитию более успешной социализации в среде своих сверстников.
Смысл и притягательность ролевых игр для многих из тех, кто избрал их своим увлечением, заключается, на мой взгляд, в том, что они дают возможность совместно проигрывать и продумывать фрагменты различных фантастических и в реальности происходивших историй, давая возможность человеку осознать и найти адекватный способ поведения в различных ситуациях, давая человеку порой возможность попробовать свои силы и возможности в абсолютно новой и несвойственной для него в обычной жизни роли.
Ролевая игра может помочь человеку научиться лучше понимать себя самого, анализировать собственные способы поведения и причины возникновения различных чувств и эмоций у себя и других людей в результате взаимодействия с ними, для того, чтобы лучше понимать их.
Ролевая игра даёт также возможность при живом непосредственном общении со сверстниками посостязаться с равными и более сильными соперниками в различных направлениях, испытать себя, что даёт возможность более адекватно оценивать собственные силы, умения и возможности, и осознано работать в дальнейшем над самосовершенствованием.
Ролевая игра дарит юному человеку возможность здорового развития фантазии и воображения, стимулирует развитие и раскрытие творческих способностей, что в дальнейшем даёт возможность использовать их в настоящей жизни.
Ролевая игра даёт человеку возможность испытывать сильные яркие эмоции и чувства, что также способствует развитию эмоциональной сферы юного человека, её обогащению и многогранному развитию.
Отдельно стоит отметить, что, помимо возможности прямого непосредственного общения со сверстниками занятия ролевыми играми способствует развитию интереса к истории и литературе, увлечению такими видами творчества как шитьё, вышивание, резьба и роспись по дереву. Многие «ролевики» хорошо рисуют, пишут красивые стихи и интересные рассказы, играют на различных музыкальных инструментах, поют.
Ролевая игра вобрала в себя преимущества атлетического театра, так как в ней яркое увлекательное содержание соединяется с динамичной формой. До начала игры люди строят из подручного материала «крепости» и «поселения», во время самой игры по чётко оговоренным правила проводятся турниры, «сражения» на различных видах бутафорского оружия, турниры по стрельбе из лука. В процессе самой игры, которая проходит на свежем воздухе в полевых условиях в течение одного или нескольких дней, участники игры активно перемещаются по игровой площадке, занимающей значительную площадь.
Многие ролевики, взрослея получили хорошее образование и интересные профессии. Среди них много филологов, лингвистов, географов, историков, биологов, медиков, психологов, педагогов, математиков, физиков, программистов, представителей творческих профессий, квалифицированных работников различных сфер науки и производства.
И все они с любовью и благодарностью вспоминают свое детское увлечение ролевыми играми. А многие из них не оставляют своего увлечения и во взрослой жизни. И оно продолжает радовать их...
14.09.2007 г. Педагог-психолог Нестерова Анастасия
Источник: http://www.inflamers.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=81 |