ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ
МОЛОДЕЖНОГО РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ
Журавлева А.С.
Россия, Москва, РУДН
Понятие самоактуализации в современной психологии является достаточно популярным, однако именно в силу своей известности оно не имеет четкого определения. «Судьба понятия самоактуализации в какой-то степени повторяет судьбу таких понятий как «либидо» или «архетип» — будучи введено как объяснительное понятие в конкретно-научном контексте, оно «пошло в народ» и влилось в повседневную речь, оказывая мощное влияние на обыденное сознание людей», - отмечает Д.А.Леонтьев (Леонтьев, 2002).
Но интерес к феномену самоактуализации не перестает расти: осуществляются попытки построения моделей самоактуализации и самореализации, выделения критериев для дифференциации понятий «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие» (Е.Е. Вахромов, И.Б. Дерманова и др.), но результаты, полученные разными авторами, не только не соотносятся, а зачастую и противоречат друг другу (Самаль, 2008). Поэтому в нашем исследовании мы опирались на теорию самоактуализирующейся личности А.Маслоу, который, как известно, считается тем, кто наиболее полно раскрыл понятие самоактуализации.
В нашей работе мы исследовали самоактуализацию участников молодежного ролевого движения. Данный предмет исследования был выбран нами в силу того, что ролевое движение является сегодня одним из самых распространенных, количество его участников растет с каждым днем (Писаревская, 2009). Но в психологических работах его представители практически не исследуются, а в социологических, педагогических и других исследованиях ролевое движение обычно представляется как некое пространство, которое мешает молодым людям стать полноценными членами общества. Однако более близкое знакомство с историей ролевого движения, формами его проявления натолкнула нас на мысль о том, что на ролевое движение можно посмотреть с другой стороны (Журавлева, 2011). Вследствие этого мы и предприняли изучение самоактуализации участников ролевого движения. Наша гипотеза заключалась в следующем: участники ролевого движения отличаются от молодых людей более высоким уровнем креативности и гибкости поведения, так как именно эти личностные характеристики, на наш взгляд, развиваются в процессе ролевой игры.
В нашем исследовании участвовало 80 человек, 40 из них – представители ролевого движения, 40 – молодые люди, которые не имеют подобного рода увлечений. Возраст испытуемых – от 18 до 26 лет, средний возраст – 21 год. Используемая нами методика – «Самоактуализиционный тест (САТ)» (адаптированный для России вариант теста POI Э.Шострома, авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз). Для обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Самоактуализация участников молодежного ролевого движения отличается от самоактуализации молодых людей, не увлекающихся ролевыми играми, следующими особенностями: молодые люди, увлекающиеся ролевыми играми, имеют более высокий уровень по шкале ориентации во времени, это значит, что они в большей степени независимы в своих поступках, ориентируются на свои ценности и убеждения, менее подвержены влиянию извне. Также у них более высокий уровень по шкалам креативности и гибкости поведения, что подтверждает, что участники ролевого движения являются более творчески одаренными людьми и что они умеют достаточно быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации. Все это, на наш взгляд, может быть связано с тем, что ролевое движение действительно способствует выражению творческого «Я» участников, в процессе игры приветствуются наличие таких качеств. «Консерватору без фантазии здесь делать нечего», - так считают и сами участники ролевых игр.
Еще одна особенность самоактуализации молодых людей, принадлежащих к ролевому движению – высокий уровень по шкалам контактности и познавательных потребностей. Вероятно, участники ролевого движения в виду частой коммуникативной практики в процессе ролевых игр научаются легко устанавливать эмоциональные контакты с людьми. Стремление к познанию окружающего мира, на наш взгляд, объясняется тем, что процесс ролевых игр предполагает реконструкцию различных миров (например, исторических), а это по определению требует наличия определенного уровня знаний о мире и способствует расширению кругозора.
Итак, в результате проведенного нами исследования наша гипотеза подтвердилась: участники ролевого движения действительно имеют более высокий уровень креативности и гибкости поведения, чем их сверстники, не увлекающиеся ролевыми играми. В дальнейшем мы планируем рассмотреть гендерный и возрастной аспекты самоактуализации участников ролевого движения.
Список литературы:
1. Журавлева А.С. Освещение проблемы молодежных субкультур в СМИ. Ролевое движение: источники, направления и формы // Журналистика и наука: подготовка и реализация научно-образовательной программы для ученых и журналистов. Сборник научных статей. – М., РУДН, 2011.
2. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.
3. Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.07 Москва, 2009.
4. Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Ярославль, 2008.
Выходные данные:
Журавлева А.С. Особенности самоактуализации участников молодежного ролевого движения// Личность в межкультурном пространстве: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 17-18 ноября 2011 г. – М., РУДН, 2011. – 335 с.
Источник: http://alyonaangelen.diary.ru/p173168195.htm |