Я не считаю ролевые игры видом искусства. Я согласен, что ролевые игры это значимая культурная форма, но с моим внутренним представлением об искусстве то, что происходит на РИ не согласуется. Ролевая игра похожа и на искусство, и на психологический тренинг, и на выездную школу, но при этом не является ни тем, ни другим, ни третьим. И главное отличие ролевых игр от всех этих форм - это свобода и творчество.
Начну со свободы. В танцевально-двигательном подходе есть упражнение, во время которого человек танцует с несколькими ограничениями, предложенными ему другими участниками группы. Приведу пример - не поднимать левую руку над головой, не подпрыгивать и не прерывать ни на секунду движение правой руки. Ограничения эти очевидно искусственны, непривычны и требуют от танцора сосредоточения на себе. Однако во всём остальном он свободен. Сотни ограничений, которые он наложил на себя сам, которые наложило на него окружение, общество, место работы - их больше не существует. Что по сравнению с ними три эти правила? В таком танце человек открывает для себя десятки новых или давно забытых способов движения, хотя сначала, конечно, бывает слегка ошарашен количеством вариантов. Но для этого в танцевально-двигательном подходе существуют другие упражнения.
А ролевые игры? Десяток правил по игротехнике, три-четыре ограничения, которые накладывает на игрока его вводная - и полная свобода выбора действий. Как и в предыдущем примере эта свобода сперва слегка ошарашивает. Но для этого мастера пишут сюжеты, планируют события, описывают основные проблемы и конфликтующие стороны. В остальном же игроки свободны, предоставлены себе, вольны решать, что им сделать - убить Тёмного Лорда, изучать историю Хогвартса, хулиганить по коридорам, попробовать найти Единорога - или выбрать "свой вариант", сделать что-то, что даже не приходило в голову мастеру. Все эти возможности предоставляет им сама игра, её мир. Именно для этого мы наполняем игры мастерами и игротехниками - чтобы мир жил и дышал. Чтобы любая инициатива могла быть поддержана. Но ролевая игра - не сеанс коллективной психотерапии, и как говорили в Отделе Тайн на ХС - реализуются только те линии, авторы которых могут найти способы для их реализации. Если у тебя есть идея - её недостаточно просто озвучить. Реализуй, достигай, изменяйся сам и изменяй мир игры, выбирай свой путь среди тысяч возможностей... Твори!
Теперь о творчестве. О творчестве, НооГене и "ролевиках". В образовательной системе проекта НооГен огромное место занимают так называемые НооГеновские задачи (НГ-задачи). Это задачи на построение миров. "Построить мир, в котором свойство аддитивности нарушается", "Построить мир без дыр", "Построить математику чувств" и другие, подобные им. Казалось бы - вот оно, творчество. Свобода мысли, торжество интеллекта, научное творчество, "метапредметные задачи". Опыт нового, опыт мышления в непривычных условиях. И первые задачи действительно так и решаются - на прорыве, на открытии нового, на творческом порыве. Но человеку свойственно вырабатывать шаблоны. Шаблон в целом это не плохо - без шаблонов движения мы не могли бы ходить, писать, разговаривать, а без шаблонов мышления - никогда не отличили бы стол от Китайской Стены. Однако шаблоны решают нас присутствия в ситуации, процесс происходит как бы сам по себе. Ходить, не отвлекаясь на ходьбу это нормально. А вот творить не отвлекаясь на творчество и решать НГ-задачи не отвлекаясь на поиск нового, отличного от привычного - это странно. Здесь и проходит граница между творчеством и обыденностью. Если хочешь творить - приготовься отойти от привычного. Не решай задачу на построения мира без дыр так же, как задачу про математику чувств - очевидно же, что они про разное.
Именно поэтому мы так часто восхищаемся теми, кто играет впервые. Просто им гораздо проще. Они ещё не играли, и для них ролевая игра не может не быть пространством творчества. Им одновременно и легко, и сложно. Сложно сделать первый шаг в новый мир, начать действовать. А легко творить - достаточно просто действовать. Каждое действие в новом мире будет творчеством, ведь для нового мира ещё на существует шаблонных действий. И тут многие попадают в ловушку. Становятся "ролевиками". "Ролевики" - это такие "решатели НГ-задач" мира ролевых игр. Те, кто осваивает один-два способа действия и пользуется ими из игры в игру, подгоняя каждую ситуацию под свои привычки. Рано или поздно с ним должно произойти одно из двух - либо ему это надоест самому - потому что скучно и ничем не отличается от привычного. На ролевую игру как на работу, как в бар, как на шашлык. Либо с ним больше не захотят играть. Зачем играть с тем, кто играет сам с собой? Ему хорошо без окружающих. А окружающим с ним - плохо. Потому что они ищут в мире новое, они творят свой игровой мир, а "ролевик" - он уже в своём мире. И ему плевать, что он в этом мире один, что и у мастеров, и у других игроков мир другой, что их мир меняется, что они каждое мгновение открываю для себя новую грань этого мира. Творите и будьте свободны от своих шаблонов. Делая ролевые игры я стараюсь сделать всё, что от меня зависит для того, чтобы это произошло с вами, чтобы случилось свободное творчество ролевой игры.
Давайте же идти друг другу на встречу, давайте сотрудничать и дружить, давайте делать игры вместе! Честное слово - это очень интересно. Гораздо интересней, чем играть в свои игры с собой и окружающими.
Ролевая Игра - это пространство свободного творчества. Игрок волен делать всё, что ему заблагорассудится если при этом не перестаёт творить. Как только перестаёт - он не важная часть игры, а её балласт. Но мешает другим участникам процесса, мешает его операторам, мешает процессу как таковому. Он мешает.
Если вы со мной не согласны - играйте с другими. Спрос порождает предложение, и без мастеров вы не останетесь.
Участвуя в любом моём ролевом проекте вы признаёте то, что этот проект живёт по законам свободного творчества, и обращаться с вами будут соответственно вашим поступкам.