Хассэцу - 8 стадий стрельбы из лука в Кюдо
Восемь стадий стрельбы
(СЯХО ХАССЭЦУ)
Правильное использование критериев техники стрельбы известно как принципы стрельбы (Сяхо). Для тренировок в Кюдо необходимо, прежде всего, обладать пониманием критериев, определенных принципами стрельбы. Процесс выстрела (одной стрелой) разбивается на восемь стадий (Хассэцу).
Эти восемь стадий выстрела представлены следующим образом:
- Постановка ног (Асибуми).
- Формирование положения тела/торса (осанки) (Додзукури).
- Подготовка лука (Югамаэ).
- Поднятие лука (Утиокоси).
- Натяжение (лука) в стороны (Хикивакэ).
- Полное натяжение (тетивы) (Каи).
- Выпуск стрелы (Ханарэ).
- Сохранение духа и формы (Дзансин).
Восемь стадий стрельбы представлены как отдельные действия только в целях обучения. При стрельбе они должны рассматриваться от начала до конца как единый цикл, все стадии выполняются постепенно друг за другом.
В Кюдо исторически развивались две ветви:
Также существуют два способа подготовки лука:
- Сямэн но камаэ;
- Сёмэн но камаэ.
Все эти способы учитывают стандарты ANKF (Всеяпонская федерация кюдо).
Далее в основном приводятся иллюстрации и описания стиля Рэйсякэй (Сёмэн но камаэ).
Асибуми - Ashibumi
Постановка ног (Асибуми)
Постановка ног (Асибуми) является основой для последующей стрельбы.
Чтобы стрела попала в цель, необходимо создать правильное положение тела, для этого нужно правильно поставить ноги.
Постановка ног (Асибуми) производится на позиции стрельбы (Сяи), стоя к мишени боком.
Стопы ног разводятся в стороны под углом. Угол между стопами должен составлять около 60 градусов. Большие пальцы ног, должны быть на одной линии, ведущей в центр мишени. Расстояние между большими пальцами ног должно быть примерно равно длине стрелы (см. рис.1)
В Кюдо существуют два основных способа постановки ног:
Способ одного шага (см. рис.2):
Глядя на мишень, сдвиньте левую стопу на полшага в направлении мишени. Затем подтяните правую стопу к левой стопе, а после этого отведите правую стопу вправо (движение должно напоминать раскрывающийся веер) на полный шаг (длина стрелы). Эти движения нужно выполнять, не глядя вниз.
Способ двух шагов (см. рис.3):
Глядя на мишень, сдвиньте левую стопу на полшага в направлении мишени. Затем, направив взгляд вниз, сделайте оставшиеся полшага правой стопой вправо.
При любом способе необходимо держать тело прямо, избегать покачиваний и наклонов. При постановке ног, коленные суставы должны быть естественно выпрямлены. Стопы должны плотно стоять на земле, чтобы устойчивость нижней части тела являлась основой для формирования положения тела/торса (осанки) (Додзукури).
Лук (Юми) и стрелы (Я) держат на уровне бедра в направлении к центральной линии тела. Вершина лука (Урахадзу) находится на расстоянии около 10 сантиметров над полом (см. рис.4)
Существуют следующие плюсы и минусы в широкой или узкой постановке ног, а также в углах между стопами:
1) При слишком широкой постановке ног положение тела становится более устойчивым в отношении параллельной оси, идущей справа налево, но менее устойчивым по отношению перпендикулярной оси. Это положение является неустойчивым и затрудняет натяжение вертикальной оси тела.
2) При слишком узкой постановке ног положение тела устойчиво по перпендикулярной оси, но не устойчиво по параллельной оси. Это может привести к наклону тела в сторону мишени или от нее.
Основные моменты:
- Центр мишени на линии больших пальцев ног;
- Расстояние между большими пальцами ног примерно равно длине стрелы;
- Угол между стопами ног составляет примерно 60 градусов.
Додзукури - Dozukuri
Формирование положения тела/торса (Додзукури)
На основе положения ног (Асибуми) торс размещается ровно и без напряжений на пояснице. Позвоночник, задняя часть шеи вытянуты и выпрямлены, центр тяжести всего тела расположен в бедрах (см. рис. 5)
Нижний конец лука (Мотохадзу) располагается над левым коленом, а правая рука заводится на правое бедро. Лук держат так, что верхняя дуга находится на уровне центра тела, нижний конец лука не должен находиться между ног.
Важность этой стадии в том, что Додзукури подготавливает баланс всего тела и в сочетании с правильным дыханием делает положение тела спокойным, но сконцентрированным. При этом тело как бы тянется вдоль вертикального направления вверх и вниз, а также по горизонтальной линии направо и налево.
Спокойствие и концентрация, при помощи которых формируется Додзукури – это состояние, предшествующее переходу к следующей, более динамичной стадии стрельбы.
Принятие положения Додзукури является фундаментом, который определяет качество стрельбы на последующих стадиях. На первый взгляд Додзукури может показаться положением простым и незначительным. На самом же деле, это очень сложная и важная внутренняя подготовка к стрельбе.
Существует пять основных способов формирования положения торса. Эти пять способов могут применяться опытными лучниками в зависимости от цели и случая:
- Сору До — верхняя часть тела наклонена назад;
- Кагаму До — верхняя часть тела наклонена вперед;
- Какару До — тело наклонено в сторону мишени;
- Ноку До — тело наклонено вправо;
- Тю до — умеренная и ровно сбалансированная позиция, при которой центр тяжести тела наиболее устойчив.
Основные моменты:
- Снять напряжение с плеч, выпрямить спину и вытянуть заднюю часть шеи;
- Сознательно «натянуть» тело по вертикальной линии;
- Проконтролировать три «линии»: плечи, поясница, стопы.
Югамаэ - Yugamae
Подготовка лука (Югамаэ)
Это подготовительная стадия, движения на этой стадии должны гармонировать с дыханием, а основные положения ног (Ашибуми) и торса (Додзукури) сохранялись. Объяснение этой стадии различается в зависимости от методов учителя и от влияния стиля.
Существует два вида Югамаэ:
- Сёмэн но камаэ — когда лук держится перед собой;
- Сямэн но камаэ — когда лук держится слева под углом к телу.
В обоих случаях, эта стадия (Югамаэ) состоит из трех движений:
- Формирование положения правой руки (Торикакэ);
- Формирование положения левой руки (Теноути);
- Направление взгляда (Мономи).
Когда лук расположен перед собой, при этом расстояние между луком и тетивой должно быть на одной линии с лицом, сначала формирую положение правой руки.
Торикакэ
Пальцы правой руки располагают на тетиве. Когда используется перчатка с тремя пальцами, большой палец прижимается к среднему пальцу, а указательный укладывается сверху. Большой палец должен быть выпрямлен, а хват должен быть мягким.
В случае фронтального положения (Сёмэн но камаэ) постановка правой руки осуществляется перед собой.
При придании положения правой кисти, предплечье правой руки и тетива должны образовывать угол 90 градусов. Необходимо следить за тем, чтобы запястье не сгибалось.
После того, как установлен хват правой рукой, производится постановка левой руки.
Теноути
Имеет решающее значение в эффективной работе лука, скорости и полете стрелы, силе проникновения в мишень. Чтобы достигнуть хорошего результата, важно помнить, что нельзя слишком сильно сжимать лук. Его надо держать цепко, но мягко (см. рис.6)
Лук и стрелу держат так, как будто обхватив что-то локтями и запястьями.
Мономи
Затем лицо поворачивается к цели, и взгляд направляется на мишень.
Фиксация взгляда на цели называется Мономи о Садамэру.
Основные моменты:
- Не нажимать на тетиву большим пальцем;
- Не сгибать стрелу и не нажимать на нее;
- Теноучи плотно, но не зажато, запястья не напряжены.
Утиокоси - Uchiokoshi
Учиокоши
— это движение, при котором лук и стрела поднимаются вверх перед началом натяжения тетивы (см. рис.7)
Существует два метода поднятия лука:
- Из фронтального положения (лук перед собой). Когда лук поднимается из фронтального положения, оба кулака медленно поднимаются над головой на одинаковую высоту (школа Огасавара рю).
- Из наклонного положения (лук слева под углом). В наклонном положении лук поднимается слева, под углом (школа Хэки рю).
Высота подъема рук должна быть примерно 45 градусов, но может отличаться в зависимости от возраста и физических данных стреляющего (см. рис.8)
Во время поднятия лука необходимо следить за дыханием и сохранять расслабленное и спокойное состояние. Правильное положение торса (Додзукури) сохраняется во время всей стадии подъема, при этом кисти рук не напрягаются, а плечи не поднимаются (см. рис.9)
При подъеме стрела расположена горизонтально полу.
Движение Учиокоши должно выполняться очень спокойно, в гармонии с дыханием.
Основные моменты (из фронтального положения):
- Угол подъема рук 45 градусов;
- Нижний конец лука (Мотохадзу) поднимается по вертикальной оси (центру тела);
- Во время подъема стрела расположена горизонтально.
Хикивакэ - Hikiwake
Натяжение (лука) в стороны (Хикивакэ)
Хикивакэ — это растяжение лука и тетивы в стороны после того, как было выполнено Учиокоси. Эта стадия является основной при определении качества стрельбы и имеет большое влияние на последующие стадии.
Существуют три метода натяжения:
Из фронтальной положения
1)Лук поднимается и натягивается через промежуточную стадию (Дайсан), движение производится без остановки.
2)Лук поднимается и тетива натягивается до промежуточного положения Дайсан, в котором создается баланс прилагаемой к натяжению силы: две трети — слева и одна треть — справа. Затем переходят к дальнейшему натяжению тетивы.
Из наклонного положения
3)Лук поднимается из левого наклонного положения без остановки или натягивается до двух третей натяжения, а затем производится полное натяжение тетивы.
Во всех случаях при выполнении Хикивакэ необходимо следить за тем, чтобы:
- стрела была параллельна полу и параллельна телу (см. рис.10,11).
- растяжение лука и тетивы должно быть сбалансировано.
Высота поднятия кулаков (см. рис.12)
Во время натяжения тетивы:
- правый кулак движется по ровной линии на расстоянии в 1-2 кулака от головы, доходя до уровня правого плеча;
- одновременно с этим, левый кулак толкает лук вперед по направлению к центру мишени,
- стрела подносится ближе к лицу до тех пор, пока не коснется рта. Это касание является завершением движения. В этом положении тетива слегка касается тела в районе груди.
Центр движения при стадии натяжения (Хикивакэ) должен находиться в бедрах. Из этого центра, согласуясь с ритмом дыхания, совершается натяжение, направленное как вправо, так и влево. В то же время необходимо использовать мышцы груди и спины, как будто раскрываясь вправо и влево из центра груди.
Каи - Kai
Полное натяжение (тетивы) (Каи)
Каи — это момент, когда натяжение тетивы (Хикивакэ) полностью выполнено (см. рис.13). Однако, с психологической точки зрения, оно должно пониматься как состояние постоянного и бесконечного растяжения лука и тетивы.
Полное натяжение тетивы включает в себя два важнейших состояния:
Цумэай и Нобиай.
Цумэай — взаимодействие зафиксированных точек тела
Основное условие для правильного выполнения Каи — это сохранение положения вертикально-горизонтального перекрестья, что, в свою очередь, возможно только при правильном выполнении предыдущих стадий.
Создание вертикальной линии перекрестья
Если смотреть на стрелка сверху, то подошвы ног, бедра и плечи должны быть расположены друг над другом на одной линии. Спина и шея должны быть выпрямлены. Выпрямление верхней части тела должно придавать устойчивости нижней части тела.
Создание горизонтальной линии перекрестья
При создании горизонтальной линии, плечи являются основой для работы обоих локтей и сбалансированного напряжения в правой и левой руках (см. рис.14). Чтобы получить сбалансированное напряжение нужно использовать сухожилия рук.
Нобиай
В состоянии Каи дух, тело, лук и стрела гармонично взаимодействуют как единое целое. В этом состоянии необходимо выждать момент, называемый Нобиай. Это и есть момент выпуска стрелы.
С психологической точки зрения, полное натяжение Каи — это поддержание состояния невозмутимости духа.
Прицеливание (Нэраи)
При Каи стрела должна быть направлена по линии, ведущей в центр мишени. Прицеливание выполняется обоими глазами — производится, глядя в центр мишени, поверх левого кулака, с левой стороны лука (высота левого кулака варьируется в зависимости от расстояния до мишени, силы натяжения тетивы и веса стрелы).
Ханарэ - Hanare
Выстрел, выпуск (Ханарэ)
Ханарэ должно быть естественным движением. Оно выполняется тогда, когда «назреет» соотвествующий момент.
Выпуск стрелы является результатом правильного выполнения полного натяжения тетивы (Kai). Выстрел производится раскрываясь вправо и влево из центра груди.
Основные моменты:
- Сохранение формы вертикально-горизонтального перекрестья (Tateyoko-Jumonji).
- Ханарэ не считается правильным, если выстрел производится только левой рукой, или только правой рукой, или же без «раскрытия» тела и энергии (Nobiai).
- Ханарэ должен быть отточенным, что основывается на работе техники и наполнении духовной силой.
Дзансин - Zanshin
Дзансин – сохранение духа и формы.
Положение, следующее за выпуском стрелы, называется Дзансин (см. рис.15). После выпуска стрелы работа тела продолжается: это выражается как сохранение духовной энергии, и сохранение положения тела.
Следует сохранять правильное положение тела. Взгляд должен быть зафиксирован на точке попадания стрелы в мишень.
Дзансин выполняется c сохранением вертикально-горизонтального перекрестья (Tateyoko-Jumonji).
После выстрела, в гармонии с дыханием, лук опускается (Yudaoshi), взгляд (Monomi) возвращается перед собой, стопы ставятся вместе. При выполении этих действий необходимо помнить, что все они являются частью стадии Дзансин.
Источник: http://www.kyudokai.ru/node/17 |