Пятница, 2024-04-26, 13:24
КРМ КромКлуб развития молодёжи «Кром»

Совершенство безгранично!

Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Направление "Ролевые игры" [23]
для мастеров и игроков
Направление "Cаберфайтинг" [6]
для саберфайтеров
Направление "Лучная стрельба" [4]
для лучников
Направление "Фоторепортаж" [2]
для фотографов
Игровой быт [9]
и прочий туризм
ОФП [5]
о тренировке
Разное [5]
Социальные сети
Клуб развития молодёжи «Кром» в социальных сетях


Форма входа
Логин:
Пароль:
Пожертвования
Статистика
Рейтинг Ролевых Ресурсов

Яндекс цитирования

Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
6 Отлично!
5 Хорошо
4 Нормально
3 Так себе
2 Плохо!






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
География
 Библиотека
Главная » Библиотека » Лекции » Направление "Лучная стрельба"

8 стадий стрельбы из лука в Кюдо

Хассэцу - 8 стадий стрельбы из лука в Кюдо

Восемь стадий стрельбы

(СЯХО ХАССЭЦУ)

Правильное использование критериев техники стрельбы известно как принципы стрельбы (Сяхо). Для тренировок в Кюдо необходимо, прежде всего, обладать пониманием критериев, определенных принципами стрельбы. Процесс выстрела (одной стрелой) разбивается на восемь стадий (Хассэцу).

Эти восемь стадий выстрела представлены следующим образом:

  1. Постановка ног (Асибуми).
  2. Формирование положения тела/торса (осанки) (Додзукури).
  3. Подготовка лука (Югамаэ).
  4. Поднятие лука (Утиокоси).
  5. Натяжение (лука) в стороны (Хикивакэ).
  6. Полное натяжение (тетивы) (Каи).
  7. Выпуск стрелы (Ханарэ).
  8. Сохранение духа и формы (Дзансин).
Восемь стадий стрельбы представлены как отдельные действия только в целях обучения. При стрельбе они должны рассматриваться от начала до конца как единый цикл, все стадии выполняются постепенно друг за другом.
В Кюдо исторически развивались две ветви:
  • Бусякэй;
  • Кисякэй.
Также существуют два способа подготовки лука:
  • Сямэн но камаэ;
  • Сёмэн но камаэ.

Все эти способы учитывают стандарты ANKF (Всеяпонская федерация кюдо).

Далее в основном приводятся иллюстрации и описания стиля Рэйсякэй (Сёмэн но камаэ).

 

Асибуми - Ashibumi

 

Постановка ног (Асибуми)
Постановка ног (Асибуми) является основой для последующей стрельбы.
Чтобы стрела попала в цель, необходимо создать правильное положение тела, для этого нужно правильно поставить ноги.
Постановка ног (Асибуми) производится на позиции стрельбы (Сяи), стоя к мишени боком.
Стопы ног разводятся в стороны под углом. Угол между стопами должен составлять около 60 градусов. Большие пальцы ног, должны быть на одной линии, ведущей в центр мишени. Расстояние между большими пальцами ног должно быть примерно равно длине стрелы (см. рис.1)

В Кюдо существуют два основных способа постановки ног:
  • Одного шага;
  • Двух шагов.
Способ одного шага (см. рис.2):
Глядя на мишень, сдвиньте левую стопу на полшага в направлении мишени. Затем подтяните правую стопу к левой стопе, а после этого отведите правую стопу вправо (движение должно напоминать раскрывающийся веер) на полный шаг (длина стрелы). Эти движения нужно выполнять, не глядя вниз.

Способ двух шагов (см. рис.3):
Глядя на мишень, сдвиньте левую стопу на полшага в направлении мишени. Затем, направив взгляд вниз, сделайте оставшиеся полшага правой стопой вправо.

При любом способе необходимо держать тело прямо, избегать покачиваний и наклонов. При постановке ног, коленные суставы должны быть естественно выпрямлены. Стопы должны плотно стоять на земле, чтобы устойчивость нижней части тела являлась основой для формирования положения тела/торса (осанки) (Додзукури).
Лук (Юми) и стрелы (Я) держат на уровне бедра в направлении к центральной линии тела. Вершина лука (Урахадзу) находится на расстоянии около 10 сантиметров над полом (см. рис.4)

Существуют следующие плюсы и минусы в широкой или узкой постановке ног, а также в углах между стопами:
1) При слишком широкой постановке ног положение тела становится более устойчивым в отношении параллельной оси, идущей справа налево, но менее устойчивым по отношению перпендикулярной оси. Это положение является неустойчивым и затрудняет натяжение вертикальной оси тела.
2) При слишком узкой постановке ног положение тела устойчиво по перпендикулярной оси, но не устойчиво по параллельной оси. Это может привести к наклону тела в сторону мишени или от нее.
Основные моменты:
  • Центр мишени на линии больших пальцев ног;
  • Расстояние между большими пальцами ног примерно равно длине стрелы;
  • Угол между стопами ног составляет примерно 60 градусов.

 

Додзукури - Dozukuri

 

Формирование положения тела/торса (Додзукури)
На основе положения ног (Асибуми) торс размещается ровно и без напряжений на пояснице. Позвоночник, задняя часть шеи вытянуты и выпрямлены, центр тяжести всего тела расположен в бедрах (см. рис. 5)

Нижний конец лука (Мотохадзу) располагается над левым коленом, а правая рука заводится на правое бедро. Лук держат так, что верхняя дуга находится на уровне центра тела, нижний конец лука не должен находиться между ног.
Важность этой стадии в том, что Додзукури подготавливает баланс всего тела и в сочетании с правильным дыханием делает положение тела спокойным, но сконцентрированным. При этом тело как бы тянется вдоль вертикального направления вверх и вниз, а также по горизонтальной линии направо и налево.
Спокойствие и концентрация, при помощи которых формируется Додзукури – это состояние, предшествующее переходу к следующей, более динамичной стадии стрельбы.
Принятие положения Додзукури является фундаментом, который определяет качество стрельбы на последующих стадиях. На первый взгляд Додзукури может показаться положением простым и незначительным. На самом же деле, это очень сложная и важная внутренняя подготовка к стрельбе.
Существует пять основных способов формирования положения торса. Эти пять способов могут применяться опытными лучниками в зависимости от цели и случая:
  1. Сору До — верхняя часть тела наклонена назад;
  2. Кагаму До — верхняя часть тела наклонена вперед;
  3. Какару До — тело наклонено в сторону мишени;
  4. Ноку До — тело наклонено вправо;
  5. Тю до — умеренная и ровно сбалансированная позиция, при которой центр тяжести тела наиболее устойчив.
Основные моменты:
  • Снять напряжение с плеч, выпрямить спину и вытянуть заднюю часть шеи;
  • Сознательно «натянуть» тело по вертикальной линии;
  • Проконтролировать три «линии»: плечи, поясница, стопы.

 

Югамаэ - Yugamae

 

Подготовка лука (Югамаэ)
Это подготовительная стадия, движения на этой стадии должны гармонировать с дыханием, а основные положения ног (Ашибуми) и торса (Додзукури) сохранялись. Объяснение этой стадии различается в зависимости от методов учителя и от влияния стиля.
Существует два вида Югамаэ:
  1. Сёмэн но камаэ — когда лук держится перед собой;
  2. Сямэн но камаэ — когда лук держится слева под углом к телу.
В обоих случаях, эта стадия (Югамаэ) состоит из трех движений:
  1. Формирование положения правой руки (Торикакэ);
  2. Формирование положения левой руки (Теноути);
  3. Направление взгляда (Мономи).
Когда лук расположен перед собой, при этом расстояние между луком и тетивой должно быть на одной линии с лицом, сначала формирую положение правой руки.
Торикакэ
Пальцы правой руки располагают на тетиве. Когда используется перчатка с тремя пальцами, большой палец прижимается к среднему пальцу, а указательный укладывается сверху. Большой палец должен быть выпрямлен, а хват должен быть мягким.
В случае фронтального положения (Сёмэн но камаэ) постановка правой руки осуществляется перед собой.
При придании положения правой кисти, предплечье правой руки и тетива должны образовывать угол 90 градусов. Необходимо следить за тем, чтобы запястье не сгибалось.
После того, как установлен хват правой рукой, производится постановка левой руки.
Теноути
Имеет решающее значение в эффективной работе лука, скорости и полете стрелы, силе проникновения в мишень. Чтобы достигнуть хорошего результата, важно помнить, что нельзя слишком сильно сжимать лук. Его надо держать цепко, но мягко (см. рис.6)
Лук и стрелу держат так, как будто обхватив что-то локтями и запястьями.

Мономи
Затем лицо поворачивается к цели, и взгляд направляется на мишень.
Фиксация взгляда на цели называется Мономи о Садамэру.
Основные моменты:
  • Не нажимать на тетиву большим пальцем;
  • Не сгибать стрелу и не нажимать на нее;
  • Теноучи плотно, но не зажато, запястья не напряжены.

 

Утиокоси - Uchiokoshi

 

Учиокоши
— это движение, при котором лук и стрела поднимаются вверх перед началом натяжения тетивы (см. рис.7)

Существует два метода поднятия лука:
  1. Из фронтального положения (лук перед собой). Когда лук поднимается из фронтального положения, оба кулака медленно поднимаются над головой на одинаковую высоту (школа Огасавара рю).
  2. Из наклонного положения (лук слева под углом). В наклонном положении лук поднимается слева, под углом (школа Хэки рю).
Высота подъема рук должна быть примерно 45 градусов, но может отличаться в зависимости от возраста и физических данных стреляющего (см. рис.8)

Во время поднятия лука необходимо следить за дыханием и сохранять расслабленное и спокойное состояние. Правильное положение торса (Додзукури) сохраняется во время всей стадии подъема, при этом кисти рук не напрягаются, а плечи не поднимаются (см. рис.9)

При подъеме стрела расположена горизонтально полу.
Движение Учиокоши должно выполняться очень спокойно, в гармонии с дыханием.
Основные моменты (из фронтального положения):
  • Угол подъема рук 45 градусов;
  • Нижний конец лука (Мотохадзу) поднимается по вертикальной оси (центру тела);
  • Во время подъема стрела расположена горизонтально.

 

Хикивакэ - Hikiwake

 

Натяжение (лука) в стороны (Хикивакэ)
Хикивакэ — это растяжение лука и тетивы в стороны после того, как было выполнено Учиокоси. Эта стадия является основной при определении качества стрельбы и имеет большое влияние на последующие стадии.
Существуют три метода натяжения:
Из фронтальной положения
1)Лук поднимается и натягивается через промежуточную стадию (Дайсан), движение производится без остановки.
2)Лук поднимается и тетива натягивается до промежуточного положения Дайсан, в котором создается баланс прилагаемой к натяжению силы: две трети — слева и одна треть — справа. Затем переходят к дальнейшему натяжению тетивы.
Из наклонного положения
3)Лук поднимается из левого наклонного положения без остановки или натягивается до двух третей натяжения, а затем производится полное натяжение тетивы.
Во всех случаях при выполнении Хикивакэ необходимо следить за тем, чтобы:
  • стрела была параллельна полу и параллельна телу (см. рис.10,11).
  • растяжение лука и тетивы должно быть сбалансировано.

Высота поднятия кулаков (см. рис.12)

Во время натяжения тетивы:
  • правый кулак движется по ровной линии на расстоянии в 1-2 кулака от головы, доходя до уровня правого плеча;
  • одновременно с этим, левый кулак толкает лук вперед по направлению к центру мишени,
  • стрела подносится ближе к лицу до тех пор, пока не коснется рта. Это касание является завершением движения. В этом положении тетива слегка касается тела в районе груди.
Центр движения при стадии натяжения (Хикивакэ) должен находиться в бедрах. Из этого центра, согласуясь с ритмом дыхания, совершается натяжение, направленное как вправо, так и влево. В то же время необходимо использовать мышцы груди и спины, как будто раскрываясь вправо и влево из центра груди.

 

Каи - Kai

 

Полное натяжение (тетивы) (Каи)
Каи — это момент, когда натяжение тетивы (Хикивакэ) полностью выполнено (см. рис.13). Однако, с психологической точки зрения, оно должно пониматься как состояние постоянного и бесконечного растяжения лука и тетивы.

Полное натяжение тетивы включает в себя два важнейших состояния:
Цумэай и Нобиай.
Цумэай — взаимодействие зафиксированных точек тела
Основное условие для правильного выполнения Каи — это сохранение положения вертикально-горизонтального перекрестья, что, в свою очередь, возможно только при правильном выполнении предыдущих стадий.
Создание вертикальной линии перекрестья
Если смотреть на стрелка сверху, то подошвы ног, бедра и плечи должны быть расположены друг над другом на одной линии. Спина и шея должны быть выпрямлены. Выпрямление верхней части тела должно придавать устойчивости нижней части тела.
Создание горизонтальной линии перекрестья
При создании горизонтальной линии, плечи являются основой для работы обоих локтей и сбалансированного напряжения в правой и левой руках (см. рис.14). Чтобы получить сбалансированное напряжение нужно использовать сухожилия рук.

Нобиай
В состоянии Каи дух, тело, лук и стрела гармонично взаимодействуют как единое целое. В этом состоянии необходимо выждать момент, называемый Нобиай. Это и есть момент выпуска стрелы.
С психологической точки зрения, полное натяжение Каи — это поддержание состояния невозмутимости духа.
Прицеливание (Нэраи)
При Каи стрела должна быть направлена по линии, ведущей в центр мишени. Прицеливание выполняется обоими глазами — производится, глядя в центр мишени, поверх левого кулака, с левой стороны лука (высота левого кулака варьируется в зависимости от расстояния до мишени, силы натяжения тетивы и веса стрелы).

 

Ханарэ - Hanare

 

Выстрел, выпуск (Ханарэ)
Ханарэ должно быть естественным движением. Оно выполняется тогда, когда «назреет» соотвествующий момент.
Выпуск стрелы является результатом правильного выполнения полного натяжения тетивы (Kai). Выстрел производится раскрываясь вправо и влево из центра груди.
Основные моменты:
  • Сохранение формы вертикально-горизонтального перекрестья (Tateyoko-Jumonji).
  • Ханарэ не считается правильным, если выстрел производится только левой рукой, или только правой рукой, или же без «раскрытия» тела и энергии (Nobiai).
  • Ханарэ должен быть отточенным, что основывается на работе техники и наполнении духовной силой.

 

Дзансин - Zanshin

 

Дзансин – сохранение духа и формы.
Положение, следующее за выпуском стрелы, называется Дзансин (см. рис.15). После выпуска стрелы работа тела продолжается: это выражается как сохранение духовной энергии, и сохранение положения тела.
Следует сохранять правильное положение тела. Взгляд должен быть зафиксирован на точке попадания стрелы в мишень.
Дзансин выполняется c сохранением вертикально-горизонтального перекрестья (Tateyoko-Jumonji).

После выстрела, в гармонии с дыханием, лук опускается (Yudaoshi), взгляд (Monomi) возвращается перед собой, стопы ставятся вместе. При выполении этих действий необходимо помнить, что все они являются частью стадии Дзансин.
 


Источник: http://www.kyudokai.ru/node/17
Категория: Направление "Лучная стрельба" | Добавил: Admin (2013-04-24)
Просмотров: 5079 | Рейтинг: 0.0/0
Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Клуб "Кром" © 2009 - 2024
ПЕРЕВОД
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Тэги
Друзья сайта
ролевики

  • Ролевое движение Сахалина
  • Мастерская группа "Шервуд"

  • фехтование

  • Студия артистического фехтования "Грифон"
  • Копилка знаний о ФЕХТОВАНИИ

  • саберфайтинг и ЗВ

  • Содружество Свободных Саберфайтеров
  • Межрегиональная Федерация Саберфайтинга
  • StarPrim Galaxy SaberFighting Art: авторский проект L-Wing

    Звездные войны: Энциклопедия. Статьи и последние новости о вселенной. StarWars модели из бумаги
    каталоги

  • Каталог качественных сайтов Рунета

  • случайный баннер
    В закладки: +МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Запомнить эту страницу на Закладок.нет!
    Сайт управляется системой uCoz