Мало от чего так же сильно
зависит имидж некоторых игр
и мало что находится
на играх в таком небрежении,
как образ Волшебного Народа…"
Максим Шкель
«Плач о Волшебном Народе»
Расы, которые можно отнести к Волшебному Народу, встречаются во многих книгах и легендах, но все они обладают некими общими свойствами. Эльдар Толкиена, Aen Seidhe Сапковского, ситхи Теда Уильямса, Ши Кэролайн Черри и кельтских легенд – это прежде всего Иные расы. Они бессмертны или живут чрезвычайно долго – отсюда следует другое чувство времени. Их мудрость накоплена эпохами, их планы могут воплощаться столетиями. Они могут быть то серьезны, то веселы и непосредственны, как дети. Живут в согласии с природой, являясь ее частью. И, наконец, они обладают врожденным чувством прекрасного, определяющим многие их поступки.
Нельзя не согласиться, что на многих играх роли эльфов и подобных им нечеловеческих рас являются довольно сложными – конечно, если игроки ставят перед собой задачу создать относительно продуманный образ персонажа. Максим Шкель в статье «Плач о Волшебном Народе» заявляет: «Роли Волшебного Народа стоит считать самыми трудными и особо ответственными - им предстоит быть не людьми, но чем-то другим. Вжиться в такую роль будет куда сложнее, чем в человека разной степени испорченности. Такие роли не должны быть массовыми, потому что никогда не найдётся достаточно людей, способных на них. Это не оскорбление, просто игра в Волшебный Народ - "на любителя". Ценности и устремления, а также чувство времени у них другие».
Итак, при отыгрыше нечеловеческой расы необходимо подчеркнуть ее отличие от обычных (или необычных) людей. Здесь важны не только особенности действий, психология, но и бытовые предметы. «Иной стиль оформления способствует иному образу мышления игроков, изображающих нечеловеческую расу». Хорошо поясняет данный принцип известное понятие «антураж», обозначающее весьма широкий класс вещей – части одежды, посуда, украшения, такие используемые в игре предметы, как письменные принадлежности, светильники, магические артефакты…
Тему антуража можно разрабатывать почти бесконечно, а в данном докладе я коснусь оформления игрового лагеря. Ведь для многих из нас место проживания на игре – это не только туристический лагерь, но и часть игрового мира, дом, для кого-то – родина или убежище. Здесь я рассматриваю только общие, командные поселения как наиболее распространенные, исключая индивидуальные жилища (дом оседлого эльфа в человеческом городе, холм Ши).
В зависимости от положения расы на игре можно выделить несколько условных типов поселений:
зачарованный лес;
мирный город;
военная крепость.
В каждом из них есть и общие черты (жилой сектор, место приготовления пищи, место собраний…), и глубокие отличия.
Зачарованный лес
Таинственное, скрытое от непосвященных и охраняемое место – Брокилон, Элд, Лориэн. Жилой сектор максимально замаскирован: палатки стоят близко друг к другу, по возможности накрываются маскировочной сеткой или тентом. Там же хранятся вещи, продукты, рюкзаки. Альтернатива – палатки ставятся в различных местах и маскируются естественным образом среди кустарника и деревьев.
Отдельной кухни может и не быть, если команда не очень большая; еда готовится на общем костре. Но в любом случае у костра следует поддерживать порядок. Кострище – ямка в земле, обложенная камнями; стойки для котелка, навес для дров, место для хранения посуды. Можно сделать небольшой столик из 2-3 листов фанеры на ножках-столбиках и покрыть его скатертью из ткани или фольги.
Место собраний – немного оформленная поляна или зал. (В первом случае стены не обязательны). Для сидения у костра могут использоваться пенки, покрытые плащами, или специально изготовленные «лавочки» простейшей конструкции. Центром поляны может быть и костер, но существуют другие варианты. Например, Халбарад (Новосибирск) в разработках к игре «Меч Предназначения-2003» предлагал создавать в качестве центра эльфийского лагеря так называемое Древо Мечей и Камней.
«Как культурный символ, Древо Мечей Камней являет собой своеобразное сочетание Прошлого, Настоящего и Будущего данного клана эльфов. Дело в том, что, на Древе находятся предметы, принадлежавшие Ушедшим-из-Жизни и принадлежащие Живущим. А так же те, что перейдут по наследству. Это персонификация Памяти клана. На Дерево помещаются не все предметы, а только те, которые были по особому дороги владельцу или сыграли в его жизни значительную роль. То, в чём есть частица его души. То, что красиво, правильно и истинно.
(Кстати, оружейная стойка в лагере эльфов отсутствует. Своё оружие вешают на Древо Камней и Мечей. Там же висят мечи павших товарищей…)
В игре Дерево украшается разноцветными камнями, тканью, венками, светильниками, подвесными колокольчиками, фольгой… Хороший эффект дают цветные ленты (сажем, цветов спектра), расположенные по радиусу от вершины к земле и образующие некий шатёр. Вокруг Древа расположены индивидуальные столики (схема сборки та же). Если использовать в качестве скатерти фольгу, и на каждый столик во время вечернеё трапезы поставить свечу, то в итоге получится световой круг, освещающий само Дерево. В качестве сидений используют пенки, укрытые плащами. Получается своеобразное ложе, на котором удобно сидеть или лежать во время трапезы или отдыха.
Приведенный выше пример может быть использован без изменений, в него могут быть внесены дополнения, или же вы можете создать нечто свое».
На ровной полянке можно создать небольшой искусственный водоем, вкопав в землю какую-нибудь емкость или выстелив ямку полиэтиленом. По краям такое сооружение обкладывается дерном и камнями, украшается доступным антуражем (листья, свечи и т.п.). Источник или пруд может быть священным местом или частью окружающей эльфов природы; иногда он необходим в игровых целях (например, Воды Брокилона).
Мирный город
(Гондолин, Нарготронд, древние города Cитхи).
Лагерь-«город» дает игрокам больше всего возможностей для творчества и реализации самых разных архитектурных идей. Планировка города может включать, кроме основной залы, отдельные дома, беседки, библиотеку, тронный зал, сокровищницу, госпиталь…
Прежде всего, город предполагает наличие строений и стен. Как правило, крепостные штурмуемые стены занимают довольно ограниченное пространство, а обычные границы лагеря провешиваются веревкой. Но выглядит такая «стенка» не слишком. Гораздо лучше смотрятся стены из ткани. Конечно, это дорогой и тяжелый в перевозке вариант; вместо ткани можно взять широкую цветную ленту в два-три ряда. Также широко используется «нетканка», то есть нетканое вискозное полотно (продается на хозяйственных рынках. Обычные люди ее используют для укрывания дачных посадок). Кстати, она бывает не только прозрачно-белая – лично мне встречалась светло-красная, из которой был выстроен почти весь Нарготронд на «Апокрифе-2004». Нетканка легче и жестче обычной ткани, поэтому стены меньше провисают. На подобные стены отлично прикрепляются листы бумаги с картинами, также их можно расписывать краской из баллончиков (серебряной и золотой, например). Так на месте возникают залы, переходы, стенные росписи…
Придать жилой вид, создать ощущение комнаты помогают занавеси и драпировки. На них идут старые шторы и занавески, покрывала из домашних запасов, отрезы ткани. Для небольших помещений – библиотеки, сокровищницы – такие решения особенно хороши.
Одна из самых жизненных задач игрового лагеря – защита от дождя. Не сделав навеса, вы рискуете тем, что ливень заставит всех прервать игру и отсиживаться в палатках. Мне известно несколько способов устроить навес из ткани или полиэтилена: в виде шатра, двускатный или плоский. Последний плох тем, что накапливает воду и не очень красиво выглядит. Купол наиболее сложен и дорог в изготовлении, тяжел по весу, но выглядит замечательно. Его целесообразно делать небольшим (до 6 м в диаметре) и использовать в расчете на небольшую команду. А если предполагается, что под навесом будет находиться много людей, удобнее всего сделать его двускатным.
Прекрасно выглядят украшения, прикрепленные к внутренней поверхности тента. Это могут быть, к примеру, вырезанные из фольги звезды на нитях и елочном «дождике», раскачивающиеся на ветру. К удерживающей тент веревке хорошо подвесить колокольчики по типу «песня ветра» и светильники (но так, чтобы пламя не могло дотянуться до ткани!)
Жилая зона в лагере типа «мирный город» – обычный палаточный городок. Если в одном поселении играют разные команды, то их стоянки можно разнести по разным «окраинам». Яркий тому пример – Дориат на «Сильм-Экстриме», где отдельно стояли палатки обычных жителей королевства и отдельно – военный отряд Белега. Из жилой зоны удобно сделать переход сразу в кухонную.
Основная зала города часто объединяет в себе тронную, пиршественную и каминную. Местом для пиршеств и праздников может служить и открытая поляна-площадь, тогда тронный зал строится небольшим. Как вариант, тронную (она же место советов) можно сделать в виде небольшой комнаты, смежной с общей залой и отделенной занавесью.
Центром главной залы удобнее всего сделать стол, изготавливаемый из подручного дерева и привезенной фанеры. На это уходит какое-то время, зато потом можно и устраивать пир, и принимать гостей, и расставлять украшения, подсвечники, антуражную посуду… Иногда такие столы делаются очень массивными и стоят на полигоне годами (не знаю, жив ли еще тот стол на Михайловском полигоне, что был сколочен еще перед ХИ-2000 и служил команде Дориата на «Сильмариллион-Экстрим – 2002»).
Оформление библиотеки – это отдельная тема при постройке города. Можно многое написать о создании и хранении свитков, «древних» книг, листов со стихами, легендами, заклинаниями, картами земель… Библиотека может быть тайным хранилищем знаний, общедоступным читальным залом или местом работы ученых и магов, что зависит, естественно, от игрового сюжета. От него же зависит, будут ли в городе мастерские, место исцеления (госпиталь, лекарская), оружейная, сокровищница и прочие интересные «помещения».
При украшении города не следует забывать о том, что специалисты называют «малыми архитектурными формами». Это могут быть:
водоем (может быть, просто блюдо с водой и камушками)
беседка (естественная – среди деревьев; кровля на столбиках)
качели (доска или сколоченные брёвнышки на двух верёвках, пенка, ткань, оформленные лентами)
арки (две скрещенные ветки с распоркой или двумя растяжками)
калитка (арка, занавешенная тканью)
изгороди (плетёные, подвесные)
столики
дорожки (обложенные камнями, плоскими свечами, или насыпанные песком)
полочки-гамаки из веревок и ткани
и многое другое.
Рисунок 1.
Подвесная полочка-гамак.
(Автор идеи – Митрий Львов (Мик Койрель), Москва. Разработки команды Нарготронда на РИ «Апокриф - 2004». Рисунки – Мария Пушная (Нимуэ), Томск.)
Рисунок 2.
Беседка
Отдельно стоит поговорить об освещении. Ночью сказочное впечатление производят огоньки свечей в лесу, ярко освещенные залы города, красивый фонарик в руке идущего навстречу, факелы шествия… Есть множество типов светильников, я упомяну только некоторые из них.
Подсвечники. Металлические, керамические, стеклянные… Идеальны для города, где лучше всего ставятся на столы или на ровную землю.
Закрытые застекленные свечные фонарики по типу продающихся в IKEA. Такие можно и подвесить, и поставить, и носить с собой, не боясь закапать одежду и погасить свечу.
Свечи. В жестяных гильзах, плавучие, гелевые свечи в разных стеклянных формах.
Подвесные фонарики разных видов, изготавливаемые вручную.
Тканевые. Ткань сшивается в виде цилиндра с твердым картонным донышком, где на гвоздике устанавливается свеча. Красиво светятся разными цветами, просты в изготовлении, но легко загораются.
«Люстры». Из реек делается треугольная пирамида, к нижним трем углам которой на цепочках подвешиваются маленькие емкости для свечей (пластиковые горшочки под кактусы, например). Все сооружение подвешивается за верхний угол на более толстой цепи.
Пластиковые. От большой прозрачной пластиковой бутылки отрезается верхняя часть, переворачивается. Получается пластиковая чашка с дыркой в дне, в дно ставится такое же прозрачное перекрестье. В верхнем крае "чаши" делаются ушки для ниток, и еще все может украшаться пластиковыми прозрачными листиками.
Освещение может быть самым разным, создавать таинственную, праздничную или зловещую атмосферу. А изготовление и развешивание самих светильников отлично вписывается во внутрикомандную игру.
Военная крепость
В крепости, в отличие от города, не предполагается сложности планировки и пышности украшений. Общую залу можно совместить с трапезной или с местом собраний. Жилой сектор не стоит делать слишком далеко от ворот – многим знакома картина раннего утреннего штурма.
Но не стоит забывать об антураже. Аккуратная стойка для оружия, светильники, занавеси, знамена, игровая посуда – если крепость эльфийская, то выглядеть она должна соответствующе.
(Отдельно могу отметить, что в игровом лагере (и не только в эльфийском) важна посуда, из которой мы едим. Стоит позаботиться о ней. Хорошо смотрятся дымчатое стекло, керамика, фаянс (перевозится в твердой коробке, чтобы не билось), мельхиоровые ложки, металлические кубки и подносы, всевозможные берестяные плетенки. Существует и пластмассовая посуда, выглядящая как фарфоровая).
Особую значимость в крепости приобретает госпиталь. Лучше, если это будет огороженное пространство, где лежат подстилки (пенки) и покрывала для раненых, хранятся снадобья и проводится лечение. Рядом небольшой костер, где готовятся отвары. Возможен отгороженный занавесью участок для самих целителей.
А еще, по моему мнению, в военной крепости Волшебного Народа просто необходимо некое мирное место, куда можно придти и побыть в уединении, отрешиться от тревоги и забот. Это может быть беседка, искусственный водоем, Древо Мечей и Камней. Важно, чтобы это место было не связано с войной.
Рассмотренные здесь типы поселений достаточно условны и часто пересекаются: к примеру, игровой Дориат может быть выстроен и как город, и как лес; Синие Горы Aen Seidhe могут напоминать крепость или, напротив, быть мирным городом. Но где бы и во что б мы ни играли, мы все равно строим окружающий нас дом, и каким он будет – зависит от нас. Так давайте строить его прекрасным.
Источники:
Максим Шкель. Плач о Волшебном Народе.
Андрей Макаров (Халбарад), Евгения Брусина (Марго). Обустройство игрового лагеря эльфов. Разработки к РИ «Меч Предназначения – 2003».
Разработки команды Нарготронда к РИ «Апокриф – 2004». Форум команды на http://www.apocryph.ru.
PS. Совсем недавно мне попалась на глаза стаья Алины Немировой "Что нам стоит дом постороить..." в январском номере "Моего Королевства" (N 23) Там подробно раскрыта тема игровых постороек (дома и крепости), деталей домашней обстановки и не только. Жаль я ее прочла уже после написания своей статьи.