Пятница, 2024-04-19, 18:09
КРМ КромКлуб развития молодёжи «Кром»

Совершенство безгранично!

Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Направление "Ролевые игры" [23]
для мастеров и игроков
Направление "Cаберфайтинг" [6]
для саберфайтеров
Направление "Лучная стрельба" [4]
для лучников
Направление "Фоторепортаж" [2]
для фотографов
Игровой быт [9]
и прочий туризм
ОФП [5]
о тренировке
Разное [5]
Социальные сети
Клуб развития молодёжи «Кром» в социальных сетях


Форма входа
Логин:
Пароль:
Пожертвования
Статистика
Рейтинг Ролевых Ресурсов

Яндекс цитирования

Оцените этот сайт
в каталоге портала Krasland.ru:
6 Отлично!
5 Хорошо
4 Нормально
3 Так себе
2 Плохо!






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
География
 Библиотека
Главная » Библиотека » Лекции » Направление "Ролевые игры"

Методология ролевой игры

Lobazov D.V., Kizesova I.V. METHODOLOGICAL BASES OF THE ROLE-PLAYING GAME. In this publication the fundamental philosophical concepts applied in specially organized role-playing game are considered. This type of games is considered from the point of view of communicative contacts proceeding in its process and their efficiency.

Key words: communication, communicativeness, role-playing game, existential psychology, behavior psychology, methodology.



Д.В. Лобазов, аспирант, ассистент каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»; И.В. Кизесова доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск, E-mail: ximeraden@mail.ru.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В работе рассмотрены основополагающие философские концепции, применяемые в специально организованной ролевой игре. Данный вид игр рассмотрен с точки зрения протекающих в её процессе коммуникативных контактов и их эффективности.


Ключевые слова: коммуникация, коммуникативность, ролевая игра, экзистенциальная психология, бихевиористическая психология, методология.


Сформированные коммуникативные навыки оказывают мультиплицирующее воздействие на развитие личности в современном обществе. Поскольку развитая коммуникативность многоаспектна, то позволяет решить следующие задачи: учебные (производственные); социальных взаимодействий; межличностного интраперсонального контакта (личных, значимых для человека связей, взаимоотношений, связанных с его внутренним миром).

Понятие коммуникативность мы используем вслед за З. И. Колычевой, как «способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей к общению», уточняя, что к данному понятию в рамках нашей публикации относим все виды общения, в том числе посредством Интернет-среды [1]. Следует подчеркнуть, что в рамках данной публикации коммуникация рассматривается с точки зрения человеческого личностного и межличностного взаимодействия, информационного обмена в виде слов и символов (общения). Всего многообразия понятия «коммуникации» мы в данной публикации не касаемся.

Анализ Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, позволяет подтвердить правильность наших убеждений, поскольку в данном правительственном распоряжении простроена взаимосвязь развития коммуникации как одной из основ конкурентоспособности кадрового потенциала страны. Планируемым мероприятиям на различных уровнях (в том числе межличностном), связанных с задачами развития, отведено особое место, среди них находим: «повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям», разрешение которых возможно посредством грамотной разъяснительной кампании, повсеместного внедрения цифровой, информационной компетентности (одного из видов коммуникации); «создание в обществе атмосферы терпимости к риску», такая атмосфера создается благодаря медиа-продукту, кинокультуре, книжной культуре (основу которых создают различные виды вербальной и невербальной коммуникации); «пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности», суть реализации заложена в этимологии понятия «пропаганда» - печатное и устное распространение и разъяснение идей, учений, взглядов, теорий [2]; «адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения…» - подразумевает овладение субъектом всего процесса, от моделирования коммуникации до анализа, через непосредственный управляемый коммуникативный акт к достижению осознанной эффективной коммуникации в единстве личностного и делового аспектов коммуникантов.

При этом невозможно не учитывать системные кризисы в социальной жизни наших современников, в том числе в системе образования. Поэтому необходимо учитывать, что развитые коммуникативные навыки не присущи большинству подростков и молодёжи, основной категории субъектов Стратегии инновационного развития РФ (равно как и иные программы развития страны) [3]. Осознав коммуникативные проблемы развития, можно найти различные пути оптимизации её решения не только в традиционных рамках учебно-воспитательного процесса, но и в рамках дополнительного образования. Объединяя интересы государства и личности в тех областях, которые традиционны для дополнительного образования, финансово доступны для массового потребителя и личностно значимы для молодого человека, можно найти такие формы организации деятельности, которые позволят компенсировать некоторые коммуникативных проблемы личности.

На основе «эффекта Зейгарник» (в силу особенностей протекания психических процессов, наибольший эффект к запоминанию имеют незавершенные действия), при правильно организованной ролевой игре со специальными психолого-педагогическими задачами под руководством психолога, - еще на этапе создания игрового пространства, происходит качественный переход от неуспешных коммуникативных стратегий и тактик к более успешным, либо наблюдается определенный редукционный процесс (у людей более старшего возраста). Тем более важно использовать игровую среду, поскольку у вовлеченного исподволь человека в специально организованную ролевую игру формирование жизненных установок, поведенческих модусов в области коммуникативности происходит в соответствии с моделями по типам инсайта и импринтинга.

Процесс общения рассматривали в своих исследованиях Н. Губин, М. Станкин, О. Лунева и иные. При этом общение предполагает личностную, непрерывную связь между людьми. Коммуникация, может иметь лишь информационную основу (в том числе посредством цифрового обмена сообщениями), что не исключает и субъект-субъектного взаимодействия в рамках коммуникативного контакта. В свое время И. Н. Красавцева, В. Л. Абушенко высказывали мнение о том, что общение посредством специальных приспособлений для коммуникаций всё же имеет его характерные признаки, несмотря на то, что носит косвенный (опосредованный) характер. Мы присоединяемся к широко распространённой современной точке зрения в психолого-педагогической науке, и считаем понятие «общение» более широким (не опосредованным) понятием по отношению к понятию «коммуникация», но для целей нашей публикации используем именно последнее. Целесообразность данного выбора объяснена выше, но следует повториться, что нами рассмотрена коммуникация с точки зрения личностного взаимодействия.

Остановимся несколько подробнее на ранее описанном, раскрывая связь ролевой игры, коммуникации через описание игрового взаимодействия. Организационная основа такого вида ролевых игр закладывается на стадии проектирования и представляет собой постоянную работу организаторов не только над элементами игры, но и над ролевым пространством. Ролевое пространство должно привести участника к инсайту путём активизации его собственных коммуникативных возможностей. Рассматривая специально организованную ролевую игру как возможность влияния на успешность коммуникации участников, заметим, что её особенность состоит в вовлечении игрока в созданное игровое пространство. Ниже мы остановимся на сущностном понимании и особенностях игрового пространства как неотъемлемого элемента среды ролевой игры со специальными психолого-педагогическими целями.

Каждая специально организованная ролевая игра строится на определенных детерминантных подходах. Например, создание игрового соперничества, ролевого коммуникативного взаимодействия. Взаимодействие игрока и игрового пространства можно представить в виде трёх полей: погружение, посвящение и соперничество. Игровое «погружение и посвящение» рассматривается нами как информирование и адаптация участника к ролевому игровому пространству посредством личностного коммуникативного подхода. Соперничество же является естественным процессом достижения различных целей игры.

Также погружённости и включённости в игровое пространство участника способствует такое свойство как «таинство» игры. В него включаются такие элементы и особенности коммуникативного воздействия как напряжение действия и облегчение взаимодействия, упомянутый соревновательный аспект (победа над выдуманными страхами и противниками), перенос обстоятельств из игры в жизнь и наоборот. Утверждение о таинстве игры основывается на суждении о ролевом коммуникативном взаимодействии во внутреигровом пространстве, а также о влиянии обозначенного игрового пространства на эффективность коммуникации. Описанные технологии педагогического воздействия специально организованных ролевых игр основаны на классических психологических теориях ролевой коммуникации.

Обратим внимание на факт того, что само понятие «ролевая игра» является составным. В его основании смысловая нагрузка падает на понятие «игра», подразумевая коммуникативное взаимодействие нескольких субъектов посредством заданных правил и установок. «Ролевая» составляющая понятия привносит дополнительный уточняющий смысл и говорит о том, что игра происходит не только по заданным параметрам, но и с участием искажённых, «не истинных» личностей, выдуманных самим человеком. Относительно теорий психоанализа, мы говорим о сущности коммуникаций «в масках», где объекты коммуникативного контакта общаются посредством воображаемых или привнесенных особенностей собственной личности.

Теории ролевой коммуникации рассмотрены во множестве трудов классических и современных учёных (В. Пелфилд, А.Н. Леонтьев, Ф. Шиллер, М. Чехов и пр.), однако наибольшее теоретико-эмпирическое развитие находим в теории З. Фрейда и направлениях, основанных на психоанализе. Современными теориями, использующими вышеобозначенную теорию, являются: Гештальт-терапия, Психодрама, но особенно значительное место ролевые социальные и психологические (общественные) игры людей описал Э. Берн в теории трансакций, концепция которой строится на изучении взаимодействия различных ролевых Я-состояний коммуникантов. Теории и труды Берна рассматриваются нами как основополагающие в анализе и возможности применения как части специально организованной ролевой игры. Так у Берна описываются «жизненные» роли, которые человек применяет в различных ситуациях и окружении (дом, семья, работа и т.п.). При этом рассматриваются различные стороны жизненных ролей, в том числе негативные. При этом многоаспектный процесс жизненной ролевой игры отражается в сущности Эго человека. На выбор целей и задач такой игры влияет развитие человека и его психики, его социализация и актуализация (активизация) внутренних способностей (в равной мере это относится к коммуникации).

Не останавливаясь на анализе содержания специально организованных ролевых игр с целью оптимизации коммуникационных навыков личности, в рамках публикации выделим те философские школы, которые лежат в основе психологических направлений и методов, положенных в основу собственно ролевой игры. Также попробуем выделить те направления, которые применимы к специально организованным ролевым играм в целях освоения успешной коммуникативности.

Прослеживается идейная связь между классическими философскими школами и затронутыми в данной публикации психологическими направлениями теории ролевой коммуникации. Философские понятия и методы являются детерминирующими в описании и понимании процесса освоения коммуникативных навыков посредством ролевой игры, базирующихся на определенных философско-психологических теориях. На них выросло определенное количество психотерапевтических школ, некоторые из них применимы в специально организованной ролевой игре. Г. М. Шавердян замечает, что психотерапевтические методики и теории возникли при непосредственном взаимодействии философии, психиатрии и психологии, каждая из которых имеет свой вклад в область практического человекознания. Остановимся на некоторых философских подходах в контексте вышесказанного.

В отличие от целенаправленного приёма у психолога, где главным вопросом ставится «что» в рассматриваемом психологическом явлении, в специально организованной ролевой игре акцентируется внимание на «как». В конкретном случае: «как коммуницировать». Неуспешная коммуникативность человека становится главным препятствием между ним и достижением жизненных целей. Что влияет на его поведенческий модус: изменение его коммуникативных приоритетов (на что направлена коммуникация). Таким образом, например, философия прагматизма Ч. Пирса в данном контексте не так уместна, как направление бихевиоризма, который рассматривает способности в человеке жить прагматично, как от него этого требует жизненное окружение.

В этом свете ролевая игра становится скрытым аналогом индивидуального опыта бытия каждого участника, отражённого на «бытие-в-мире» его персонажа (соответственно в игровом мире). Данный анализ оставляет отпечаток на выборе своего персонажа игроком, а также фиксируется в виде придуманных особенностей, черт, правил поведения ролевого персонажа в так называемом «анамнезе» - фиксации событий, относящихся к истории становления самосознания индивида [4]. Анамнез в ролевой игре отражается на персонаже игрока в зависимости от уровня погружённости человека в ролевое пространство. Таким образом, человек, который ни разу не участвовал в таких мероприятиях, так или иначе будет использовать тот слепок некоего образа, который заложен в его подсознании. Первый образ персонажа игрока всегда положительный по отношении к нему, т.к. это интуитивно простой и доступный способ воспринять игру, её суть и сущность. Соответственно, противоположный образ является неприятным для игрока, это тоже часть анамнеза.

С точки зрения восприятия и воспроизведения в ролевом пространстве бытия, рассмотрим экзистенциализм как первооснову философского направления, на основе которого возможно развитие ролевой игры в описанном контексте. Экзистенциализм как философское направление основано на суждении об абсолютном Бытии: сущность и существование тождественны только в боге. Экзистенциональные вопросы, как в психологии, так и в психотерапии, (равно при организации специальной ролевой игры), встречаются равноправно часто, т.к. основной вопрос о бытии человека является приоритетным в любом времени и месте общественного развития. Однако выше мы уже обозначили, что важен вопрос не «что», а «как». Это значит важно не «что» сказал человек, важно «как» он это делает, и для чего. Таким образом, наиболее важен момент и процесс коммуникации, а не существование человека после коммуникативного контакта. Как говорится в подобных случаях: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «после драки кулаками не машут».

В экзистенциализме выделяют личностно-центрированный подход, отражённый в психологии как уникальное взаимодействие каждой не менее уникальной личности. Действительно, если мы обратимся к сущности коммуникативных контактов, которые описывал в своих книгах Э. Берн, то обнаружим основе простейших методик описываемый подход. Описанный опыт Э. Берна схож с суждениями С. Кьеркегора («личностная центрированность»), А. Камю (абсурд ролевых доминаций), Жана Поля Сартра (три формы бытия). Несмотря на различия взглядов этих ученых, между ними при внимательном рассмотрении есть определенные идентичные взгляды. Так у Сартра находим мысль, которая позволяет понять феномен специально организованной ролевой игры в целях достижения успешности коммуникации: «свобода – это как раз то ничто, которое содержится в сердце человека и которое вынуждает человеческую реальность делать себя вместо того, чтобы быть». А также: «мы начинаем видеть парадокс свободы; свобода есть только в ситуации, а ситуация существует лишь благодаря свободе» [5]. Переводя данное высказывание в поле эффективной коммуникации и ролевой игры, мы можем говорить о коммуникативной свободе, которая строится человеком на протяжении его жизнедеятельности. Для человека с недостаточной коммуникативностью может казаться, что ситуации, возникающие в ролевой игре, легче и доступнее для него (из-за симулятивности, искусственности, обыденности), но в действительности это лишь фикция, при этом сам человек способен зафиксировать и осознать свои потенциальные возможности в описываемой области взаимодействия. В таком случае человеку остаётся только актуализировать его. Ролевая игра выступает лишь способом и ключом к успешному коммуникативному взаимодействию.

Рассматривая коммуникативность с позиций экзистенционализма, нельзя обойти суждения немецкого философа М. Хайдеггера, который говорил об омертвении языка: о том, что время и окружение диктует человеку, как (и о чём) проводить коммуникативные контакты. Такие проявление человеческих эмоций как вина, забота, совесть, описывается мыслителем как феномены, которые непосредственно влияют на людские коммуникации. «Способ скрытости феноменов разный. Во-первых, он может быть скрыт в том смысле, что ещё не открыт. Феномен может быть далее засорен. Здесь заложено: он был некогда прежде раскрыт, однако попал снова сокрытию» [6]. В этом мудром выражении мыслитель говорит о скрытом характере коммуникативных доминант личности, сценарного аппарата личности, который влияет на жизненные коммуникативные установки, суждения, общение в целом.

Более близкие к нашему пониманию идеи развития коммуникативных навыков посредством ролевой игры находим у М. Бубера, развивавшему вслед за Хайдеггером идею экзистенционализма в ключе диалога между «Я» и другими сущностями в лице «Ты», Бога и мира. Не принимая во внимание религиозный уклон его взглядов, рассмотрим выделенную им связь на уровне личностной и межличностной коммуникации. В своих суждениях учёный прибегает к своеобразному разграничению коммуникативных уровней взаимодействия. Бубер выделяет существующие «Я-Оно» коммуникации, что сходно с основами психоанализа (теория Фрейда). Позже Г. Марсель развил взгляды М. Бубера, дополнив суждениями о расположенности и нерасположенности коммуникации (эффективности и неэффективности в современном понимании процесса).

Подходы в психологии, основанные на философской теории экзистенционализма, в своей сущности выражают гуманистический подход к решению человеческой проблемы, рассмотрению ситуации с точки зрения доверия к рассказчику. Такое суждение было введено Г. Оллпортом и дополнено рядом исследователей, которые рассматривали паттерны мышления и модели экзистенциональной психологии и психотерапии (Р. Мэй, П. Тиллих, А. Маслоу). Взгляды А. Маслоу тесно связаны с коммуникативностью и запросами личности к коммуникативной самореализации, с точки зрения Берна - это «необходимость к поглаживаниям». Экзистенциальная психология рассматривает коммуникативный контакт как феноменологическое знание, т.е. рассмотрение процесса, на который влияют феномены эмоционально-поведенческих коммуникативных паттернов человека.

Притом что взгляды представителей различных философских школ различны, они схожи в том, что инсайт - это поэтапное психологическое сопровождение человека к его собственной самореализации (в т.ч. К. Роджерс, В. Франкл, Е.Т. Соколовой). Именно достижение состояния эмоционального и интеллектуального прорыва есть итоговая точка психотерапии и психологической работы. Как отмечает В. Франкл: «существование – самоопределяющееся бытие. Человек может сделать вид, «как будто» у него нет выбора и он несвободен в своём решении. Такое поведение оставляет существенную часть человеческой трагикомедии» [7]. Такое выражение совпадает с теорией ролевой коммуникации в ключе «человеческой» социальной игры. Жизнь «как будто» отыгрывается в выдуманном пространстве в специально организованной ролевой игре, где возможно со стороны участника и ведущего рассмотреть все особенности симулятивности трагикомедий персонажей и их игроков. «Трагикомедия» затрагивает жизненные сценарии, как выдуманного персонажа, так и самого игрока. В этом случае мы можем говорить об эффекте переноса опыта человека на игровой опыт взаимодействия, и наоборот.

В психологии и психиатрии философская школа экзистенциализма рассматривается во взаимодействии с множеством других философских течений, которые, так или иначе, просматриваются в суждениях и работах обозначенных выше авторов. Однако мы считаем, что в целях ролевой игры со специальными психолого-педагогическими целями, психотерапевтические методы, основанные на теории экзистенционализма, не являются основными.

Если знание, которое даёт нам психоанализ – субъективно (по К.Роджерсу), во взаимодействии внешних и внутренних событий, то экзистенциальная психология – вхождение в поле противостояния личности. В поиске более подходящей нашим идеям теории и, основанной на ней методологии, выделим положение, что игра построена на тех проблемах, которые разрешает человек в мире действительности. Сама ролевая игра – это двойственность бытия человека: настоящее и одновременно выдуманное, симулятивное. Иные взгляды на человека и его место в мире, пришедшие из философии, нашедшие своё место в психологии и психотерапии, - бихевиоризм. Как считал приверженец данных взглядов К. Роджерс, к бихевиоризму относится объективное знание, которое «всё переносит на объект и воспринимает всё только в аспекте объекта» [8].

Во многом идеи бихевиоризма много больше подходят к изучению ролевой коммуникации, чем экзистенциальная психология в связи с тем, что объектом ролевой игры (и психологического изучения) становится сам участник. В этом случае мы можем говорить об объективности его реальности, т.к. по очевидным причинам и жизненная ролевая игра, и специально организованная ролевая игра – это выдуманные самим человеком пространства, одновременно являющиеся частью его реалий. Несомненно, в специально организованной ролевой игре человек осознает выдуманность ситуации, может оперировать ею, видоизменять, и даже выйти из игры, если сочтёт её излишней, неприемлемой, исчерпавшей сюжет. В случае с жизненной ролевой игрой сложнее: человек не осознает свои посылы к действию, в большинстве случаев выполняет требования, продиктованные реальностью или миром его подсознания. Другими словами: думает, что в определённых жизненных ситуациях действовать иначе не может (или это невозможно). В некоторых крайних случаях описанных ролевых доминант мы можем говорить не только о сценарном поведении, но и о целостном сценарии, который выполняет человек на протяжении долгого времени, возможно, даже длиной в жизнь.

О ясности суждений и истинности утверждений жизненной установки писал Ч. Пирс, рассматривая мышление как приспособительную деятельность организма. В работах учёного говорится, что воля предшествует разуму, являясь его запускающим механизмом. Мышление же направлено на укоренение верования в какой-то результат. Верование может стать как принуждённой правдой, так и открытой человеком, наподобие научного достижения (в данном случае – инсайт). В ролевой игре может происходить схожий механизм действий, однако сама цель специально организованной ролевой игры – специально организованный инсайт либо процесс его достижения.

У. Джеймс рассматривает процессы, схожие с ролевой игрой, в ключе форм сознания, пропущенных через собственное «Я». Согласно суждениям учёного, поступки (не мысли) – окончательная цель познания. В контексте нашей публикации можем перефразировать следующим образом: верные коммуникативные поступки – вот цель эффективной коммуникации. Ролевая игра же становится ключевым моментом тренировки этих поступков. Данное утверждение идентично формуле, выведенной Дж. Уотсоном, что пространство для направления сознания и мышления совпадает с управлением субъективными мыслями, в том числе привычками, стереотипами, переносами чужого (или игрового) опыта на себя. Именно в этом ключе бихевиоральной психологии стоит рассматривать ролевую игру для целей овладения успешной коммуникативностью.

Таким образом, мы можем говорить, что классическая формула бихевиоризма «стимул-реакция» в ролевой игре проявляется во взаимодействии ролевых элементов и выбранных жизненных ролевых позициях коммуникантов. В специально организованной ролевой игре стимулом становится сама игра (сюжет, цель, задача) в совокупности с выдуманной ролью и её представление образа у самого игрока. Это значит, что в ролевой игре проявляется основные принципы бихевиоризма: научение, подкрепление, генерализация.

Эффект фединга (затухания), описанный Л. Остом, в специально организованной ролевой игре замещен множеством иных, влияющих на стимулы и реакции игрока. К примерам таких стимулов можно отнести боевые столкновения, опасности, загадки, головоломки, таинство игры, которые ведут игрока к победе или разгромному поражению. Что позволяет игроку продвигаться в игровом пространстве, а упомянутое выше таинство игры не даёт ему выйти из ролевого пространству (игроку просто этого не хочется).

Также применимы в специально организованной ролевой игре иные психотерапевтические методики Л. Оста для целей овладения успешной коммуникацией. Это методы: жетонной техники, редукции травматизма инцидента, вербального подкрепления и аверсивного контроля. Однозначно можно утверждать, что для оптимизации коммуникативного взаимодействия личности подобные методы должны присутствовать в опыте психолого-педагогической работы с участниками ролевых игр.

Таким образом, методологическими основами ролевой игры выступают следующее. Бихевиористический подход наиболее эффективен в исследовании ролевой коммуникации, психотерапевтические методы, основанные на данном подходе, используются в организации специально структурируемой ролевой игры с целью развития навыков успешной коммуникативности. Методами объединения теорий могут являться такие распространённые практики как: психодрама, трансактный анализ, гештальт-терапия. Как метод работы специальная ролевая игра может быть применима не только специалистами-психологами, но и в центрах дополнительного образования. Поскольку специально организованная ролевая игра не метод терапии, однако обладает возможностью влияния, подкрепления и переноса личностного ролевого опыта в жизненное пространство человека. Возможно, при вступлении игрока в ролевую игру возникает подражание действиям партнеров по игре, но в конечном итоге появляются собственные игровые приемы, замыслы, взаимодействие с партнерами, навык успешной коммуникации закрепляется на подсознательном уровне, т.е. происходит качественная генерализация. Сам же процесс ролевой игры выступает процессом научения, где нежелательные взаимодействия заменяются желательными. Что созвучно с идеями учёных бехиовиристов (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Дж. Вольпе и др.)

 

 

Библиографический список:
  1. Колычева, З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма: педагогический терминологический словарь / З.И. Колычева. – СПб., 2006.
  2. Словарь иностранных слов // изд. 4 переработанное. – М, 1955.
    Распоряжение Правительства РФ N 2227-р: офиц текст. – М., 2011.
  3. Шавердян Г.М. Основы психотерапии / Г.М. Шавердян. – СПб., 2007.
  4. Сартр Ж.-П., Бытие и Ничто / Ж.-П. Сартр. - М., 2000.
  5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. – М., 1997.
  6. Франкл В., Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М, 1990.
  7. Rogers, C.R. Toward a Science of Person. In: Behaviorism and Phenomenology / T.W.Wann. – Chicago; London, 1964.

Bibliography
  1. Kolycheva, Z.I.Noosferny pedagogics as new educational paradigm: pedagogical terminological dictionary / Z.I. Kolycheva. – SPb., 2006.
  2. Dictionary of foreign words / prod. 4 processed. – M, 1955.
  3. Order of the Government of the Russian Federation of N of 2227-R: official text. – M, 2011.
  4. Shaverdyan G. M. Bases of psychotherapy / G.M. Shaverdyan. – SPb., 2007.
  5. Sartre J.-P., Life and Anything / J.-P. Sartre. – M., 2000.
  6. Heidegger M. Life and the time / lane V. V. Bibikhina. – M, 1997.
  7. Frankl V., the Person in search of sense / Century Frankl. – М., 1990.
  8. Rogers, C.R. Toward a Science of Person. In: Behaviorism and Phenomenology/T.W.Wann. – Chicago; London, 1964


Источник: http://furydante.livejournal.com/15253.html
Категория: Направление "Ролевые игры" | Добавил: Admin (2012-09-26) | Автор: Д.В. Лобазов
Просмотров: 2232 | Теги: ролевая игра | Рейтинг: 0.0/0
Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Клуб "Кром" © 2009 - 2024
ПЕРЕВОД
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Тэги
Друзья сайта
ролевики

  • Ролевое движение Сахалина
  • Мастерская группа "Шервуд"

  • фехтование

  • Студия артистического фехтования "Грифон"
  • Копилка знаний о ФЕХТОВАНИИ

  • саберфайтинг и ЗВ

  • Содружество Свободных Саберфайтеров
  • Межрегиональная Федерация Саберфайтинга
  • StarPrim Galaxy SaberFighting Art: авторский проект L-Wing

    Звездные войны: Энциклопедия. Статьи и последние новости о вселенной. StarWars модели из бумаги
    каталоги

  • Каталог качественных сайтов Рунета

  • случайный баннер
    В закладки: +МоёМесто.ru Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Запомнить эту страницу на Закладок.нет!
    Сайт управляется системой uCoz