Спасибо Зайцу, Ксюше и Арнару за советы по улучшению текста
1. Смотрите больше фехтования: в фильмах, постановках, различные учебные видео, мастер-классы и т.д. Не обязательно сразу вставлять понравившийся элемент в ваш файт, но со временем так разовьётся фехтовальная грамотность, арсенал, мышление станет более творческим.
2. Учитывайте размер сцены: бой для сцены 3х3 м разительно отличается от боя для большой площади (где желательно и уйти в глубину, и выйти ближе к зрителям – т.е. во время файта обыграть пространство). Важны высота потолка и наличие на сцене реквизита – можно споткнуться, надо это учитывать. Также уточните, каким образом будете выходить из-за кулис: возможно, вам придётся добавить в файт разворот или в самом начале немного «покружить» для смещения на нужные позиции.
3. Трио: видео, тренер, конспект.
А) Придумав или проработав связку, запишите её на видео. По видео вы сможете не только вспомнить движения на следующей тренировке, но и увидите, как смотритесь со стороны. Косяки сразу бросятся в глаза – и это замечательно: лучше сейчас, чем после выступления.
Б) Придумав и хотя бы немного отработав связку, обязательно покажите её тренеру (на крайний случай сойдёт кто-то из старших, но потом всё равно тренеру!)
В) Записывайте действия ваши и напарника по файту на бумажку (сойдёт и электронная)
После конспектирования:
a) Начинаешь видеть, как делается ВСЁ, полную картину файта
b) Полезно перечитывать время от времени – что-то обязательно забудется
c) Помнишь «подводные камни», которые возникли при конспектировании – ошибки, незамеченные на тренировке
4. Придумывайте файт под готовую постановку, либо хотя бы перерабатывайте имеющийся под сюжет, как только тот одобрен. Мотивация персонажей, разница уровня их фехтования, влияние внешних событий – всё это должно обыгрываться. По ходу файта, как и сюжета, нужно какое-то изменение (например, внезапное ранение/появление третьего персонажа и реакция на это/эмоциональные реакции на провокации…) Также файт должен обыгрывать музыку.
5. Минимизируйте (или очень хорошо обосновывайте) «попозрителя» – когда со сцены видна преимущественно ваша... спина. Старайтесь держаться к зрителю вполоборота или передом, по возможности показывая лицо. Исключение – движения, сами по себе выполняющиеся перпендикулярно основной линии ваших перемещений (например, уклонения вбок). Файт изначально делается под определённую сторону – зрительскую. Самый выгодный угол поворота к ней – 45 градусов.
6. Не перекрывайте зрителю обзор на фехтовальные элементы, для чего вынесите их на сторону зрителя (особенно элементы, исполняющиеся на режущей дистанции, и рукопашка).
|
Фехтовальные действия - на сторону зрителя |
7. Помните про расходы. Расходы очень полезны: во-первых, глаз зрителя чуть отдохнёт а мозг осознает увиденное, во-вторых, отдохнёте вы – физически, чтоб до конца файта скорость боя оставалась равная. Не обязательно во время расхода ходить друг вокруг друга с выставленными мечами – можно (и очень желательно) обыграть каждый расход сюжетно.
|
Расход может быть не только хождением вокруг друг друга с выставленными мечами |
8. ВСЕГДА старайтесь убить противника (когда нет необходимости защищаться, конечно). Т.е. реалистично дотянуться до тела, а не треснуть посильнее! Ударить РЕЗКО, но с контролем. Нести угрозу каждым движением (т.е. избавить файт от неугрожающих фехт. действий, если те не обоснованы сюжетом). Придумывайте связки, исходя из этого – бой не место жалости. Нарабатывая технику, разгоняя файт – максимально старайтесь задеть противника клинком в фехтовальном действии (но осторожно). Так вы, во-первых, привыкните фехтовать реалистично, во-вторых, не позволите проникнуть в файт движениям, нелогичным по дистанции.
|
К противнику нужно ТЯНУТЬСЯ - и он потянется к тебе ^^ |
9. На самых зрелищных элементах стоит акцентировать внимание дополнительно: отыгрышем / концом или началом фехтовальной фразы / «зависнуть» в элементе подольше, делая другие действия из него (например, можно не только совершить фехт. действие на красивом выпаде, но и ещё одно, стоя в нём).
10. Разделите ваш файт на блоки действий. Блоки могут как совпадать с фехт. фразами, так и не совпадать. Отрабатывайте как весь файт сразу, так и блоками. Если вдруг на сцене случится забыть движения, вместо полной потери ориентации и фрифайта до конца музыки сможете легко начать следующий блок.
11. Новички обычно забывают о «разведывательных» и провоцирующих фехтовальных действиях: игра дистанцией, аритмичность боевых действий, ложные выпады с целью потрепать нервишки (конечно, заготовленные заранее, речь об отыгрыше), демонстрация ложного стиля (в самом начале один показывает в дальнейшем несвойственные ему движения или прикидывается слабее/сильнее, чем есть на деле.
12. Также часто забывают, что у файта должен быть «рисунок», т.е. визуально различимые этапы (блоки/фехт.фразы). Например, сперва аккуратная техника, много кистевых, игры, уколов, «разведка»; потом ярость, движения размашистые, прыжки; затем уклонения и т.п. Если «рисунки» внутри файта отличаются разительно – смену стиля нужно обосновать, обыграть. «Рисунок» должен иметь зачин (обычно «разведка» или серия очень коротких связок), кульминацию (момент, самый насыщенный элементами и подчёркнутый музыкально) и развязку (финал боя, итог всему, показывает отношение к произошедшему персонажа/-ей; после финала зритель должен чувствовать послевкусие). Кульминация может совпадать с финалом боя.
13. Общие советы по постановочному фехтованию:
а) НЕ начинать с простого удара из базовой техники;
б) НЕ брать подряд базовые блоки одной «высоты»;
в) НЕ пренебрегать серией обычных ударов в угоду непрерывной «красивости», необычности для вас (но нельзя и наоборот);
г) НЕ выполнять все действия в одном ритме; на один ТЕМП у каждого фехтующего в паре/группе должно быть равное количество действий/-ия (например, разворот занимает два темпа, а диагональ – один, поэтому, чтобы обосновать разворот, диагональ нужно хотя бы посильнее сбить, пустив противнику импульс на разворот либо прокрутку, пока вы сами разворачиваетесь);
д) перемещаться НЕ линейно (по возможности) – учитесь параллельно с фехт. действиями обходить друг друга по кругу;
е) НЕ злоупотреблять слишком длинными связками, длинными ремизами – полезно бывает быстро сменять атакующего, короткие фразы по 1-2 удара, уже рваный ритм, уже захватывает :)
14. Эмоции, напор, желание убить, живые реакции на происходящее. Враг оступился и упал? Причина для надменного смеха! Выполнили мощную атакующую серию, и враг чудом избежал смерти? Аналогично! Если вы Джедай/падаван – немного презрения в глазах не по-вредит и вам. Чувствуйте бой, проживайте не только технически, но и эмоционально – ведь именно этого хочет от вас зритель!
|
Эмоциональное проживание боя |
Тезисное резюме:
- Смотрим больше файт-видео, развиваемся как фехтовалььщики
- Учитываем особенности сцены и всё на ней
- Трио: видео, тренер, конспект ;)
- Файт под постановку, а не постановка под файт
- Минимизируем «попозрителя»
- Выставляем фехтовальные действия напоказ зрителю
- Нужны расходы
- Стараемся противника убить (резкость и дистанция фехт. действий)
- Акцентируем внимание на самом зрелищном
- Делим файт на блоки
- Добавляем «разведку» и провокации
- Продумываем «рисунок» файта
- Эмоции!