ИСТОРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ.
При создании стилистики боёв на световых мечах Ник Гилард заимствовал идеи у земных боевых искусств, схожим путём пошёл и саберфайтинг, при реконструкции системы фехтования «Звёздных войн». Процесс «заимствования» коснулся и прикладного направления саберфайтинга – прокрутки, они вобрали в себя синтез элементов вращений различных боевых искусств Востока и Запада.
Благодаря правильному балансу и цилиндрической форме в основе рукояти, прокрутки могут сочетать в себе множество элементов вращений и цельных фигур, выполняемых на самом разном типе оружия: всевозможные виды мечей (разной длины и баланса), древковое оружие (алебарды, копья, палки, посохи, бо, трости), ножи (вращения на пальцах) и даже нунчаки.
В истории человечества существует множество ближайших аналогов прокруткам, причём схожесть именно в технике вращения условного или боевого оружия. Прямо или косвенно, но они послужили основой прокруткам в современном саберфайтинге и вселенной ЗВ.
В историческом и художественном фехтовании выделяется такое понятие, как игровое владение оружием. Игровое владение оружием - это подготовительная техника виртуозного владения мечом в не боевой обстановке. В него входят вращения разным хватом, перебросы, перехваты. Классификация проходит по сложности и плоскостям движения.
Часто в европейском описании фехтовальных приёмов можно встретить понятие «мулинет». Мулинет – подготовительное упражнение для вооружённой руки при обучении боевым ударам фехтования.
К простым вращениям оружия относят одинарный и сдвоенный мулинет. Одинарный мулинет (кольцевое вращение в плоскости) можно условно прировнять к вертикальным, диагональным и горизонтальным ударам. Сдвоенный мулинет – это привычные нам шестёрки и восьмёрки в разных плоскостях.
К сложным вращениям относят: тройные мулинеты (девятка, десятка, дюжина, их обратное исполнение), «Хвост» (двойной мулинет за спиной, сверху, снизу), «Веер» (комбинированный мулинет на обратном хвате), перехваты в разных плоскостях (при прямом и обратном хвате), комплексный перехват «задний щит», «двойном щит», парные фигуры – четвёртка и восьмёрка встык.
Особенность выполнения любого мулинета в сохранении инерции клинка при переходе (это помогает сэкономить силы, отвечает за плавность переходов при работе с весомым оружием).
В некоторых кругах саберфайтинга понятие финт приравнивают прокруткам, но это в корне не правильно. Есть схожие черты, но в целом они значительно разняться. Финт - это угрожающее или обманное движение оружием, с целью скрыть намерения или спровоцировать соперника на определенные действия. Связь между ними может только в косвенном виде - финта, основанного на прокрутке.
Издревле для народных потех использовалось цирковое искусство и огненное шоу. В некоторых цирковых трюках лежат схожие элементы, что и в ист. фехе и фаершоу, часто с участием жонглирования.
В огненном шоу стоит отметить контактную и бесконтактную работу посохом. Контактная заключается во вращениях и перехватах при непосредственном участии обхвата посоха пальцами и ладонью. В бесконтактной всё намного интереснее, вращения и переходы делаются без участия обхвата посоха кистью. Вращения происходят в определённых точках баланса (1/3 : 2/3, 50:50, 2/3 : 1/3) на частях тела (шея, спина, локоть, тыльная часть кисти, колено и т.д.), процесс движения поддерживается за счёт переноса инерции посоха во время смены траектории. Это возможно только при исключительно правильном балансе посоха и развитого чувства равновесия, координации. Нагляднее об этом можно узнать на просторах рунета в среде любителей фаершоу. Обучающего видео очень много, в нём легко узнаются знакомые шестёрки, восьмёрки, девятки, и т.п.
Боевые искусства востока богаты на техники вращения оружием. В особенности боевой палкой, шестом, дубиной - направление Бо-дзюцу, которое имеет множество ответвлений и развитых самостоятельных школ: нагината-дзюцу, кей-бо-дзюцу, кей-дзё-дзюцу, катори-рю и многие другие. К сожалению, многие знания остаются под грифом секретности страны восходящего солнца, либо стоят неимоверных денег, либо доступны, но в очень ограниченном варианте, который можно наблюдать в кинофильмах.
Это основные источники, которые осознанно или нет, используются в различном виде в современном СФ. Возможности человеческого тела по вращению ограничены, и давно изучены в ходе богатого на воинственность прошлого. Но не все техники, формы и методики сохранились до наших дней, часть утеряна или скрыта. Тем не менее, работа с оружием в БИ несёт в себе ценность не только для саберфайтинга, но и для прокруток.
Саберфайтинг вносит свой вклад в развитие и использование прокрутов, свои особенности и нюансы, а значит и свою страницу в историю вращений.
РОЛЬ ПРОКРУТОК В ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ И САБЕРФАЙТИНГЕ.
Детальное изучение поединков на световых мечах, показывает, что прокрутки выполняются не часто, в основном это простые вращения, без сложных композиций. Момент использования ограничен промежутком перед боем или кратким перерывом в нём. Арсенал показанных прокрутов представляет собой разнообразные кольцевые вращения в плоскости («базовые вращения» – Учебник СФ (с); в некоторых стилях фехтования называется «нолик») и девятки.
Нет никаких упоминаний о технике прокруток в официальных энциклопедиях и книгах, поэтому можно лишь делать логические предположения исходя из опыта применения вращений в земных боевых искусствах.
Поединок на световых мечах существ владеющих силой, основывается не только на физических реакциях, т.е. фехтовальных навыков, но и на возможности предчувствовать действия противника, а значит применение сколько-нибудь длительных прокрутов и финтов на их основе теряет практически всякую боевую эффективность, ведь этим трудно сбить с толку соперника.
Элементы прокрутов имеют место и вне поединков. Они приносят пользу при необходимости сбить и перенаправить выстрелы бластеров, но, к сожалению, и на этом поприще продемонстрированные вращения отличаются простотой, что впрочем, тоже логично.
Выводы об отсутствии сложных комбинаций прокруток в саге ЗВ можно свести к следующим предположениям: форсюзерам было некогда их применять, либо это оказывалось бесполезным против другого форсюзера, режиссёру или постановщику боёв не пришло в голову уделить внимания сложным комбинациям, либо они посчитали, что поединки и без того выглядели зрелищными.
В современном саберфайтинге, арсенал используемых прокруток намного шире, и мне кажется, это можно объяснить неусидчивым энтузиазмом и желанием развивать своё увлечение. Прокрутки несут смысл демонстрации умения, зрелищного элемента выступления и показательного боя, отличную возможность для разминки кистей и корпуса, способ улучшения двигательных навыков, возможность развития обоих рук (правши, левши), могут быть стимулом для зарождения интереса к СФ.
Официальные источники не отрицают существование прокруток, не показанных в фильме, равно как и не подтверждают. Поэтому у фанатов есть некоторая доля свободы в трактовке использования навыка прокруток форсюзерами. Творение Джорджа Лукаса не ставит в этом вопросе однозначной точки.